Я всегда стараюсь мыслить, как хороший врач

Автор: Константин Баранский, Бизнес-тренер

Чем для Вас, как тренера, отличается работа в компаниях с сильным hr­брендом?

Театр начинается с вешалки, помните? Так и компании с сильным hr-брендом делают все, чтобы предвосхищать ожидания сотрудников.

Основатель всемирно известной сети кофеен считает, что нельзя требовать от сотрудников большего, чем дает ему работодатель. Поэтому в организациях с сильным hr-брендом все для людей, и, прежде всего, приятные мелочи: это могут быть цветные вешалки, бесплатные напитки или снэки, приятная мебель или даже смешной интерьер, видеоигры в комнатах отдыха или другие артефакты, не относящиеся к рабочему процессу напрямую. Когда я, как тренер или как консультант, прихожу в такие компании, то я вижу прежде всего отношение к людям. Хотя владельцы компаний старой закалки иногда считают, что это баловство или излишние нежности с сотрудниками, мол, надо быть построже и более требовательными, и все будут хорошо работать. Но одно другого не отменяет.

В компаниях с сильным hr-брендом часто бешеный ритм работы, горящие сроки, люди задерживаются в офисе или работают на выходных. НО, делают это не из-под палки, а потому что вовлечены, заинтересованы общими целями и дорожат местом в компании. И это второе наблюдение – вовлеченность выше в компаниях с сильным hr-брендом. Причиной служат так же высокие требования к сотрудникам и хорошие условия оплаты и соц. пакет, сложный конкурс на место и быстро закрываемые вакансии. То есть попасть в такую команду сложно, но если попадаешь, то получаешь замечательные условия с одной стороны и высокие требования, и бешеный ритм работы, с другой стороны. Мне всегда интересно работать с такими организациями, участники тренингов в таких компаниях хорошо образованны и тоньше чувствуют материал, глубже смотрят и идеи у них ярче, а отработки и кейсы проходят интереснее. Я практически после каждого тренинга дополняю материалы, расширяю, дописываю идеи, звучавшие на тренинге. Так вот больше всего мои материалы развиваются именно после работы с группами в компаниях с сильным hr-брендом.

Как вдохновить группу, если люди учатся без мотивации?

― Дело в том, что люди не учатся без мотивации. В методах активного обучения, в частности в тренингах, используется цикл Д. Колба, по которому выстраивается каждый блок обучения. И первым шагом является проблематизация участников. Цель этого этапа проблематизировать на обучение, замотивировать (создать внутреннее побуждение), показать участникам, что они чего-то не знают, не умеют, не так относятся, как стоило бы, что есть барьер на пути к их целям. А для того, чтобы это сделать правильно и эффективно, моя задача, как тренера, изучить внимательно ситуацию в компании и бизнес-процесс участников, на который мы будем воздействовать тренингом, найти слабые места и составить программу так, чтобы участникам она пришлась в пору, была актуальна и была очень конкретна. То есть профилактика отсутствия мотивации - это эффективная подготовка, погружение в бизнес заказчика и грамотная методическая работа тренера. Речь идет о случае, когда участники без мотивации, потому что не понимают как обучение связано с ними, зачем оно нужно и почему это полезно. Но, есть и другие причины у отсутствия мотивации. Например, организационного или культурного характера, когда люди не хотят учиться, потому что не хотят вообще ничего и работать в том числе. Был у меня такой случай, когда заказчик хотел тренингом поднять мотивацию людей к работе. Я разобрался в ситуации и объяснил, что тут нужно не тренинговое решение, что работать с участниками рано, надо в первую очередь работать с руководителем, то есть с тем, кто отвечает за мотивацию сотрудников и их рабочие желания или не желания, их отношение к своей деятельности и компании в целом. Есть еще ситуации, самые простые для меня, когда был негативный предыдущий опыт тренингов, а это бывает часто. Тогда мое дело наладить контакт с группой, получить их доверие и принятие меня в роли тренера, а дальше обеспечить их новым позитивным опытом обучения – в хорошем настроении, умным обучением и, главное, полезным. Я всегда стараюсь мыслить как хороший врач, у всего есть причины, их надо найти и работать с ними.

Что делать если кто­то портит картину, не желая активно участвовать в тренинге?

― За 12 лет моего опыта мне пришлось повидать несколько десятков тысяч участников, были, конечно, и сложные, сопротивляющиеся по разным причинам, но скорее в начале карьеры, пока я пытался быть тренером для участников, играл роль и вел себя не очень естественным образом. Мое мнение с годами стало таким: сложные участники появляются на благодатной почве. Например, не принятые правила порождают бардак организационный и дисциплинарный, или провокация со стороны тренера (типичная ошибка — упражнение в начале тренинга, где участник вынужден показать некомпетентность при всех) и пр. То есть для сопротивления есть причины, как правило. Иногда излишняя мягкость тренера, иногда излишняя жесткость и тд. На тренинге для тренеров я как-то давал задание группе придумать, как сделать участников сложными — получился список из нескольких десятков идей. То есть первая моя мысль — искать, что является почвой для сопротивления. Конечно, в моменте я всегда реагирую по ситуации, опыт позволяет найти подходящие слова для участника, воздействовать на него прямо или косвенно. Это очень зависит от того, кто это именно, какой это человек, как он именно себя ведет, как к нему относится группа, как он относится к группе, к теме и ко мне, как группа относится ко мне и к тренингу и пр. С кем-то я буду ласков и дружелюбен, попрошу поучаствовать и этого будет достаточно. С кем-то я буду тверд и требователен, не оставлю выбора, могу поставить вопрос ребром. Иногда бывают такие ситуации, когда мне нужно на перерыве тет-а-тет поговорить с человеком, нельзя при всех, я это чувствую. Вот так вот взять и дать сходу рекомендацию сложно, но я бы в общем сказал так: тренеру надо оставаться человеком, не боясь за свой имидж, желать добра и пользы каждому участнику, быть искренне заинтересованным в результате, но помнить, что все живые люди и имеют право на разные состояния, настроения, мнения и чувства. Я думаю одним из универсальных советов может быть простое человеческое открытое и прямое общение, и конечно, юмор.


...

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU


*Константин Баранский, Бизнес-тренер

Беседовала И. Галкина

Журнал ,
2019 г.