Как 19-летний индиец переизобрел отели – и создал крупнейшую сеть в мире

Ритеш Агарвал родился в в Ориссе (одном из самых бедных штатов на востоке Индии). В восемь лет он начал изучать программирование. В 13 был продавцом SIM-карт в продуктовой лавке своих родителей. В то же время он уже начал разрабатывать дизайн сайтов. В 17 лет юноша бросил колледж и запустил свой первый бизнес.

В 2011 году Агарвал придумал агрегатор для бронирования квартир и номеров в индийских гостиницах. Портал получил название Oravel Stays и поначалу был полной копией Airbnb. Для того чтобы наполнить собственный сайт актуальными предложениями, Агарвал начал ездить по отелям по всей стране. Причем за проживание он не платил, а убеждал владельцев позволить ему остаться на ночь бесплатно. По логике Агарвала, так он мог в деталях понять, какие номера предлагать пользователям своего сайта. За три месяца бизнесмен бесплатно пожил в сотне отелей по всей Индии. Однако, первая версия Oravel Stays не пользовалась популярностью. Причина в том, что на сайт Ритеша попадали самые дешевые отели в стране, и иностранные туристы просто не хотели их бронировать, ожидая плохое обслуживание и качество номеров.

Вскоре после запуска сайта Агарвал принял участие в конкурсе для студентов Thiel Fellowship, где получил грант в $100 тыс. для работы над стартапом от соучредителя PayPal и одного из первых инвесторов в Facebook Питера Тиля. Грант выдавали студентам до 23 лет, бросившим учебу ради открытия своего дела. Агарвал оказался первым индийцем среди лауреатов. После победы предприниматель решил перезапустить бизнес. Новая концепция Агарвала — это сеть стандартизированных и предельно дешевых гостиниц с адекватным сервисом, интернетом и обязательным завтраком: неслыханная роскошь для сегмента эконом в Индии. Большую часть гранта Ритеш вложил в новый бренд OYO Rooms. Сначала предприниматель арендовал один отель в Гургаоне недалеко от Дели и отремонтировал его. Вместе с нанятым персоналом Агарвал днем работал в отеле менеджером, инженером и администратором, а также доставлял вещи в гостиничные номера. Ночью Ритеш создавал мобильное приложение для бронирования номеров и новый сайт. Через несколько недель Агарвал понял: бизнес-модель работает. С 2013 года бизнесмен убедил тысячи небольших гостиниц и гостевых домов войти в альянс, чтобы привлечь новых клиентов. Такие отели могли получить имя Oyo по франшизе или сдать целое здание в аренду компании Агарвала. То есть, практически ни одну из этих гостиниц Oyo не строила. Компания создала свою империю, объединив тысячи мелких отелей, не имевших собственного бренда. 100 отелей за 3 месяца. Бесплатно. Новый формат стал популярным среди растущего среднего класса Индии и привлек внимание крупных венчурных компаний. К 2015 году Oyo превратилась в крупнейшую гостиничной сеть в Индии. На сегодняшний день Oyo привлекла более $1,5 млрд. инвестиций от SoftBank Group, Sequoia Capital, Lightspeed Venture Partners и Airbnb. Оценка стоимости компании Oyo составила $5 млрд. на последнем этапе сбора денег.  Сейчас Oyo работает в 800 городах Индии, Китая, Малайзии, Непала, Великобритании, Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии, Филиппин, Индонезии, Японии, США и других стран. А Агарвал в 22 года стал долларовым миллионером.

А. Верещагина по материалам https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fquote.rbc.ru%2Fnews%2Farticle%2F5d1095539a79473cf2b919de&promo=navbar&utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.y