Не спешите делать выводы «по улыбке»

Автор: Алексей Астафьев, «Интериум»

На переговорах с новыми
клиентами: оцениваете ли Вы  по позе и мимике клиентов насколько им интересно  Ваше предложение? Что это Вам  может дать  на переговорах?

Это вопрос уже второго-третьего порядка, ответ на который надо начать с общих положений. Хороший результат встречи – это когда вы достигли поставленных целей и вышли на позицию win-win (и вы, и ваш контрагент остались в выигрыше). Это достойная усилий цель, в общем виде ее можно ставить для любых коммуникаций. Есть убедительное теоретическое обоснование из конфликтологии и теории игр, почему это действительно оптимальный вариант, но это уже выходит за рамки ответа на вопрос.

Итак, у вас есть цель, которую вы хотите достичь по итогам коммуникации. Вы понимаете что и когда вы будете говорить, и ваш план убедителен для вас, вы в него верите, можете его себе представить в простой и понятной форме. Вот с этим багажом вы приезжаете на встречу, и там может быть вообще что угодно, потому что отвечаете вы только за себя и свою подготовку. Клиент вправе вести себя так, как считает нужным, это его выбор и его ответственность. В общем-то простой тезис, но об этом часто забывают. Большую часть, наверное, 90% – это вы и то, что вы хотите донести до клиента и продать. И только 10% это те неожиданные реакции и события, которые будут при коммуникации.

Переоценивать значимость позы или мимики клиента не надо. Недооценивать тоже, но помните про соотношение 90 и 10 – вы и ваш месседж на первом месте, внешние события на втором, не зацикливаетесь на них. От этой базовой установки перейдем к следующим моментам, которые важно знать.

Важно помнить о следующем:

не все реакции объясняются происходящим на встрече. Есть общий настрой собеседника (и это может не иметь к вам отношения), есть то, как он реагирует на происходящее.

в каждый конкретный момент времени вы можете быть только самим собой. Хорошая новость заключается в том, что навык понимания реакции собеседника вырабатывается практикой.

реакции делятся на вербальные и невербальные. Вербальные тоже не всегда понятны – к сожалению, не все люди умеют или имеют ресурс, чтобы излагать мысли четко здесь и сейчас, так, чтобы это было понятно. Особенно если встреча затягивается.

невербальные реакции зачастую контролируются человеком по принципу размера групп мышц – большие группы мышц можно контролировать, все читали и знают про «отзеркаливание», закрытая или открытая поза – это все контролируется в начале встречи, бывает и всю встречу. А вот мелкие группы мышц контролировать трудно – мимика лица, взгляд, мелкая моторика.

что-то о собеседнике могут подсказать «зажимы» – они есть почти у всех и трудно контролируются.

интонации голоса без специальных тренингов не контролируются почти никем и это часто верный маркер.

построение предложений может дать некий фидбэк. Чем дольше встреча, тем больше проявляется этот маркер.

реакцию визави надо делить на начало встречи, середину, конец. Отдельно – на конкретные события....

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU


*Алексей Астафьев,
коммерческий директор
digital-агентства
«Интериум»


Беседовала А. Верещагина



Справка о компании: Digital­агентство «Интериум» — компания с 10­летним опытом работы в PR и digital­коммуникациях. Сайт компании: http://interium.pro/

Справка о спикере: Cоучредитель и коммерческий директор Digital­агентства « Интериум». Опыт работы в PR c 2011 года. Руководил более 100 проектами в области коммуникаций и связей с общественностью (специализация: политические, социальные проекты и выборы). За плечами Алексея многочисленные публичные выступления, лекции, интервью и экспертные комментарии