Автор: Павел Кочетков

«Я считаю эмоциональный интеллект самым главным человеческим навыком. Мне кажется, что в него входит все, что нам нужно и для успеха, и для счастья».
Л. Кроль.

«Я предлагаю делать это не рациональным способом, а как всегда — на стыке мышления, интуиции, чувства и телесности»

Кроль Л. Эмоциональный интеллект лидера. М.: Альпина Паблишер, 2019.

есколько лет назад, когда в 2008 году закончился относительно «сытый» период развития экономики, вопрос влияния эмоционального интеллекта на эффективность бизнеса казался чуть ли не ключом к заветной дверце в скромной каморке. Только на одном из hr- порталов мне удалось насчитать несколько сотен (!) статей, посвященных этой проблеме. Однако достаточно беглого просмотра, чтобы понять, что подавляющее большинство из них описывают чужие и собственные представления о размерах, конфигурации, материале этого «золотого ключика», а также предлагают тесты для измерения эмоционального интеллекта (EQ). (Уточним, что в переводе с английского Emotion Quotient ― это «коэффицент эмоциональности», а не эмоционального интеллекта.) И лишь в незначительной части публикаций содержались некоторые рекомендации по его развитию.

Как это обычно бывает, волна несколько схлынула, оставив после себя множество тренингов и курсов, в названии которых сочетание «эмоциональный интеллект» встречается в том или ином виде.

Чем может быть интересна и полезна сравнительно небольшая по объему книга Леонида Кроля который много раз публиковался в УП как один из самых авторитетных бизнес нуру и основатель тренг школы?

 Во-первых, автор является успешным практиком в этой области, и ее содержание построено на материале тренинга с конкретными, а не вымышленными участниками (в книге звучат и их голоса). Во-вторых, Леонид Кроль достаточно кратко и максимально понятно дает свое понимание эмоционального интеллекта и его составляющих. Основываясь на этом, каждый читатель сможет уяснить для себя, над чем и как ему стоит поработать, и построить собственную траекторию развития. Естественно, что хранящееся в головном мозге эмоциональное наследство предшествующих поколений, собственные поведенческие шаблоны и общественные стереотипы невозможно быстро изменить усилием воли или с помощью рациональных доводов. Однако попробовать сделать свою жизнь радостнее и ярче, а стало быть, и эффективнее, стоит.

Что же такое эмоциональный интеллект?

Практически настроенный читатель обычно пропускает в книгах теорию, которая дается вначале: мол, «суха, мой друг, теория везде…». А зря. Дьявол, как известно, кроется в мелочах, а приведенные слова принадлежат именно Мефистофелю.

В книге Кроля на первую главу стоит обратить особое внимание ради, например, такого маленького, но важного открытия: «Человек не чувствует или не осознает свои эмоции, вызываемые достижением маленьких целей, и именно поэтому ему не хватает драйва для целей более долгосрочных». Вот вам и главная причина профессионального (и не только) выгорания, и рецепт счастья: «маленькие «вау»-эффекты увеличивают нашу нейропластичность, то есть способность мозга меняться, получать удовольствие от новой деятельности». Значимо и снятие извечного противопоставления разума эмоциям: «Эмоциональный интеллект — это не контроль рационального мышления над эмоциями. Это тот вклад, который эмоции вносят в наше мышление».

Заявление о том, что эмоции неподвластны разуму, у кого-то может вызвать протест: но ведь мы же homo sapiens, а как же тренинги по «управлению эмоциями»? На это в книге дается эпатирующий ответ: «Эмоции — это отдельная, особая реальность, которая может управлять собой только сама. Эмоциями управляют только эмоции!»

И действительно, не стоит забывать о том, что эмоциями занимается около 90% нашего мозга, называемые лимбической системой, в то время как на долю коры мозга, отвечающей за рациональное мышление, приходится лишь 7%. Бесполезно поднимать парус, если не понимаешь, с какой стороны дует ветер. Поэтому определение эмоционального интеллекта, предложенное автором, представляется вполне оправданным: «Эмоциональный интеллект — это точное улавливание собственных эмоций, понимание того, откуда они взялись. Когда мы видим эмоции, мы лучше видим и реальность. Эмоциональный интеллект — это саморегуляция эмоций без их подавления». Основная идея парадоксальна ― управлять эмоциями с помощью эмоций, а для этого нужна культура эмоционального интеллекта, формированию которой препятствуют сложившиеся у нас как российские, так и заимствованные на Западе предрассудки, о которых пишет автор.

Зачем лидеру эмоциональный интеллект?

Как ни странно, это продиктовано потребностями бизнеса. Как в свое время управление персоналом перешло от чисто экономических методов к социально-психологическим, так и сейчас более эффективные организации переходят от жестких иерархических структур управления к горизонтальным, где лидерство становится ситуативным, а на первый план выходит умение выстраивать межличностные отношения. Разговоры о «бирюзовых организациях»1, agile-командах, soft skills ― все это относится к этой «ультрафиолетовой» части спектра HR. И, по Кролю, лидер должен «переупаковать» способы воздействия на других, выступая в трех ипостасях: манипулятора, мотиватора и модератора ― «в зависимости от того, кем лидер считает своих ведомых».

«Владеть методами манипулирования лидеру нужно обязательно. Хотя бы в оборонительных целях». Отдавая должное умению мотивировать, автор книги отмечает ограниченность этого способа воздействия: «Мотивация — это «где у него кнопка?». По сути — есть опять «они» и «я», который «ими» управляет. Я должен сделать какую-то такую штуку, нащупать их кнопку, и вот тогда я буду лидером. И мы опять недооцениваем потенциал людей». Раскрыть этот потенциал призван лидер-модератор, который способен помочь другим «трансформироваться, чтобы брать на минутку эту активность, эту лидерскую позицию. Если мотиватор использует желания людей «во благо» (а что есть благо, решает он), то модератор создает общее пространство желания».

Завершается первая глава разделом, который меня особенно «зацепил» и стал в своем роде открытием, ― о языке эмоций. О том, что для работы с эмоцией нужно прежде всего ее назвать, знают практически все, но, как показывает опыт, при назывании возникают проблемы. То ли словарный запас беден, то ли давит неосознанная боязнь заглянуть в себя. Не случайно большую часть этого раздела занимают высказывания участников тренинга.

«Артем: «Я бы хотел, чтобы бизнесом занимался сын, а я бы только определял стратегию и путешествовал». Автор переводит это на язык эмоций: «я устал так много работать, хотел бы научиться доверять сыну, уметь расслабляться, но при этом сохранить ощущение собственной нужности» ― и предлагает читателю сделать то же самое со своими желаниями, поскольку чувства и эмоции ― это именно то, что человек хочет получить.

Внимание к тому, как мы говорим, способно многое объяснить. Переход от административно-командной экономики к рыночной был бы невозможен без отказа от «военной» терминологии («подразделение», «штабная структура», «внедрение» и т. д.)2. В настоящее время в ходу «спортивная» терминология («команда», «успех») со свойственной этой модели тягой к состязательности. На заимствование западных образцов накладывает свой отпечаток и отечественное языковое сознание. Так, английское to control ― «управлять» воспринимается как «контролировать». Работая с анкетами менеджеров разного уровня, где им предлагалось оценить реализацию функций в их организация, я заметил, что у подавляющего большинства самые высокие оценки получила… конечно же, функция контроля. И это при том, что выражение «все под контролем» часто свидетельствует лишь о констатации положения дел, не более.

По ступеням эмоциональной осознанности

Здесь мы подошли к первой и, наверное, самой важной ступени эмоционального интеллекта ― осознанности. За этой ступенью следуют еще шесть: Эмоции, Внимание, Доверие, Гибкость, Интуиция, Ритм. «Проявлять осознанность — значит понимать, как чувства влияют на наше поведение. Только понимать, а не бороться с ними и не контролировать их».

Осознанность. Тема осознанности стала модной в наши дни не только благодаря усилиям психологов, но и интересу к восточным мистическим практикам3. Можно согласиться с мистиками, что два главных вопроса, на которые нужно найти ответы, ― «Кто я?» и «Где я?». Действительно, когда человек «вышел из себя», может ли он принять разумное решение? «Осознанность — это понимание и учет внутренних факторов, скрыто влияющих на наше поведение. Нам нужно не бороться с ними, не пытаться их устранить, не контролировать их всецело, а именно понимать».

Поэтому представляется важным вводимое Л. Кролем понятие моментального состояния, «в которые мы незаметно для себя попадаем в течение дня».

У каждого свой комплекс эмоциональных состояний, который автор в свойственной ему метафорической манере сравнивает с набором разноцветных фломастеров. «Проблема в том, что мы знаем не все свои «фломастеры». В качестве инструмента для осознания моментальных состояний автор предлагает четырехчастную паузу: установить контакт с собой, задать себе вопрос, отпустить внимание и разум на свободу, восстановить контакт с собой.

Техника это своего рода «перезагрузки», которая позволяет осознать себя и свои главные потребности, описана в третьей главе.

Роли, которые человек играет в отношениях с другими людьми, также являются моментальными состояниями. К основным опасностям в этом плане относятся, с одной стороны, непонимание своей роли в конкретной ситуации, и с другой ― утрата новых возможностей при постоянном нахождении в привычной роли. Кроль приводит ряд любопытных инструментов, чтобы, по его выражению, «размять» роль и расширить спектр собственных возможностей. Их применение иллюстрируется конкретными примерами. В ряде случаев на человека оказывают влияние и глубинные факторы: болезненный прошлый опыт, опыт и память предшествующих поколений, декларации родителей и авторитетов, общественные мифы и стереотипы.

Чувства. Следующей ступенью являются чувства как «спонтанная неосознанная реакция на события, которая проявляется как эмоция». Именно они, по мнению автора, являются основным источником энергии. Подход, при котором предписывалось «засунуть чувства себе в...» и «думать только о деле» должен остаться в прошлом: «Когда мы считаем, что чувства — это наши враги, которые только и делают, что «искажают реальность» и «мешают работать», мы все равно что завязываем себе глаза и затыкаем нос. <…> Единственное, чего не может машина в наше время, — это иметь soft skills (гибкие навыки): сотрудничество, интуицию, все, что основано на эмоциях. <…> Бизнесы, которые рисуют по клеточкам, проигрывают тем, кто может думать с чистого листа, а то и вовсе — в пространстве».

Идея включить «режим получения удовольствия от решения сложной коммуникативной задачи» с помощью эмоций представляется весьма привлекательной, однако тезис о том, что для плодотворного конфликта «стоит привыкнуть к умеренным дозам выраженной агрессии на работе» может вызвать сомнения. Автор пишет: «если не бояться конфликтовать резко и открыто, парадоксальным образом приходишь к формуле «ничего личного, только бизнес». Кто-то при этом может вспомнить, что в фильме «Крестный отец» именно за этими словами следовал выстрел в голову оппонента.

Особого внимания заслуживает раздел «Как обращаться с чувствами». И начинается он с важного утверждения, что чаше всего человек испытывает смешанные чувства, назвать которые словом невозможно. Именно с этой трудностью сталкиваются те, кто пытается следовать совету психолога «назвать чувство», чтобы «управлять» им. Кроль рекомендует просто принять их, а для называния использовать метафору, примеры которых он приводит. При этом «важно не дать своим чувствам засохнуть, прокиснуть и слежаться, не просрочить их, не дать им перейти из острой формы в хроническую».

Проблемы возникают именно с хроническими чувствами. «Когда Илья говорит: «Мне нужно научиться управлению гневом», он имеет в виду, что у него есть привычное состояние, когда он каменеет в гневе или орет на подчиненных. Это происходит в тех случаях, когда Илья чувствует бессилие и подозревает, что его никто не любит и не понимает. Получается, что ему нужно учиться не «управлять гневом», а переживать состояния бессилия и приливы подозрительности — без привычного сброса напряжения, как-то иначе».


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU


*Павел Кочетков

Об авторе: 

Леонид Кроль — тренер, коуч, консультант. Профессор НИУ ВШЭ. Кандидат медицинских наук. Управляющий партнер «Инкантико» (Италия). Управляющий партнер «Мастерской коучинга и тренинга Леонида Кроля», директор Института групповой и семейной психологии и психотерапии. Автор 14 книг.


Альпина Паблишер
МОСКВА
2019