Моя тетя пользуется факсом...

Автор: Георгий Захмылов, ABB

Как успешные компании реализуют на практике знания о феномене лидерства?

В нашей компании был разработан курс — трехдневная программа развития лидерства, которую проходят все сотрудники. На данном курсе могут оказаться в зале вице-президент или CEO и при этом стажер, которого только что взяли в Новой Зеландии, а вице-президент из Швейцарии. То есть курс был нацелен на всю популяцию внутри компании, это могли быть люди из разных стран, разных уровней внутри компании. Данная программа давала ключевые понятия лидерства: что вообще входит в понимание лидерства в организации и как нам, любому сотруднику, неважно, есть у тебя шапка менеджера или нет, быть лидером на своем рабочем месте.

Основные аспекты, которые этот курс затрагивает, отражались в следующей концепции. На первом этапе сотруднику, необходимо было определить свои жизненные ценности, насколько они для него важны и, грубо говоря, готов ли он за них умереть. Второй ключевой аспект: понимание происходящего в твоей организации. Ключевым моментом было системное мышление: то есть человеку необходимо понимать все взаимозависимости того рабочего места, где он находится, с другими рабочими местами внутри организации, отделами, структурами, видеть картинку целиком. Соответственно, в третьем блоке мы говорили о том, что если ты понимаешь себя, понимаешь, что происходит в организации, то очень важно доносить свои идеи и мысли о предстоящих изменениях или идеях, и узнавать что-то новое от людей, которые тебя окружают. Четвертый аспект - это понимание возможности создания единого видения, то есть лидер должен уметь рисовать картинку того будущего, куда мы идем. Опять-таки, под лидером я сейчас не подразумеваю лидера организации, как это часто воспринимается. Вы можете быть лидером в своем отделе, будучи рядовым специалистом, но, допустим, вы поняли, как вы можете изменить тот или иной процесс, и ваша задача — создать это видение, эту картинку, донести ее до своих коллег, чтобы они тоже заразились этой идеей и вы вместе могли ее реализовать, улучшить совместную работу. И, конечно же, немаловажно следовать тем идеям и мыслям, которые рождаются в голове, доводить дело до конца. Если человек осознает, что у него есть проблема, это 10–15 % успеха. Потому что осознать, что есть проблема, и дальше с ней жить — это, конечно, здорово, но нужно еще приложить очень много усилий для того, чтобы ее проработать и устранить её.

Очень важным элементом было то, что программу проводили люди из компании, то есть компания обучала своих тренеров. И это не были люди из HR. У нас в России курс проводил менеджер по обучению (тогда им был я), финансовый директор и руководитель отдела project management. То есть люди из бизнеса, которые тратили свое время, проводя трехдневные программы по всему миру. Проведение этой программы золожило принципы лидерства в наше ДНК, мы ими постоянно пользуемся, и я вижу, какой карьерный скачок сделали эти люди и продолжают эту философию, эту культуру повсеместно применять.

Наш HR-директор в Европе сказал, что наша задача: из 50 участников (в среднем группа была 50 человек), чтобы хотя бы 2–3 действительно пропитались этой идеей, потому что, когда мы обучим 140 000 сотрудников и хотя бы 5000 будет заряжено идеей, дальше начнется, как в геометрической прогрессии: их поведение будет менять окружение. Если хоть кто-то начнет меняться, это автоматически начнет порождать изменение культуры. И также я запомнил его фразу «Вetter world begins with you» — «Лучший мир начинается с тебя». Никогда не жди, что кто-то за тебя что-то сделает. Только мы в состоянии изменить мир к лучшему. Я считаю, что это тоже очень важный постулат о лидерстве.

Как развить в себе качества лидера и как понять, есть ли они у вас в зародыше?

― Долгое время в компании АBB мне доводилось проводить курсы, связанные с лидерством непосредственно, и, наверное, через меня прошло около тысячи сотрудников по всему миру. Но когда я в России проводил эти обучения, то зачастую понятие лидерства у людей вызывало определенное отторжение в том плане, что на этих обучениях были не руководители или менеджеры, а рядовой персонал. У людей понятие лидерства, в первую очередь, было связано с «красной культурой», с авторитарным подходом. И у всех слово «лидерство» автоматически включало в голове понятие «руководитель» или «менеджер». Рядовые сотрудники всегда говорили: «Зачем вы привели меня на курс, где меня научат быть менеджером?».


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU


*Георгий Захмылов,
руководитель отдела по работе
с персоналом
ABB

Справка о спикере:
Георгий Захмылов, эксперт в области лидерства и управления талантами, более 10 лет работы в качестве HR профессионала на таких должностях как Head of L&D, talent manager по России и странам СНГ компании ABB Russia, последние 4 года является руководителем отдела по работе с персоналом одного из крупнейших подразделений ABB