Откровенно восхищаюсь Майклом Деллом, который создал свою компанию, имея 1000 долларов на руках всего в 19 лет

Автор: Борис Щербаков, Dell Technologies в России

Кто из известных лидеров бизнеса Вам импонирует и чему у них стоит поучиться?

Не сочтите меня нескромным, но откровенно восхищаюсь Майклом Деллом, который создал свою компанию, имея 1000 долларов на руках всего в 19 лет. Предпринимательская жилка и чутье до сих пор позволяют ему управлять компанией, проходя через слияния и поглощения, покупки конкурентов, выход на биржу, уход с нее и возвращение. По сути, это увлекательнейшее занятие для предпринимателя – проходить через трансформации бизнеса, приобретая каждый раз новые активы, экспертизу, ресурсы и опыт. Майкл с юности проявлял независимость, находчивость и предпринимательскую хватку – это ключевые, на мой взгляд, качества, необходимые любому бизнесмену.

Майкл Делл был одним их первых стартаперов в эпоху, когда и слова этого еще не было. Деловое чутье позволило ему использовать и маркетинговые инструменты, которые стали популярны также несколько позже. Так,  будучи старшеклассником, он решил подзаработать на продаже подписки на газету Houston Post. Ходить от двери к двери по «нецелевой аудитории», как бы сейчас выразились маркетологи, ему показалось достаточно скучным (видимо, он осознавал, что конверсия будет небольшой). Он решил сузить аудиторию и сделать специальное предложение для нее. В итоге с помощью друзей (и карманных денег, которые были заработаны продажей марок), он собрал базу всех недавно обручившихся и выслал им персональные послания с предложением бесплатной подписки на 2 недели в качестве свадебного подарка. Никаких учебников по маркетингу  у него  тогда не было, все это Майкл придумал сам. Может быть, сегодня это не кажется чем-то особенным, но в те годы такой план позволил 17-летнему юноше заработать на свой первый автомобиль.

Всем известны главные бизнес-находки молодой компании Dell, которые позволили быстро выделиться на фоне конкурентов и найти свою лояльную аудиторию: это и экономия на логистике и производстве (запчасти доставлялись под каждый заказ и склад был не нужен), и обещание вернуть деньги недовольным покупателям, и сервис на следующий день  (а также круглосуточная поддержка по телефону). В результате Dell предлагала именно то, что было нужно заказчику, грамотно оценивала запросы покупателей и предлагала им то, что востребовано. Эти принципы остаются актуальными и по сей день для многомиллиардного гиганта Dell Technologies.

Майкла Делла по праву можно назвать гениальным самоучкой и self-made руководителем: в свое время он бросил учебу в колледже, полностью посвятив себя бизнесу.  Вера в себя, свою идею позволяла смело реализовывать задуманное. Те же прямые продажи без посредников, благодаря которым оптовый поставщик серверов и техники Dell стал быстро развиваться, казались немыслимыми сначала в Европе, а затем в Азии, где открывались новые офисы компании, но  в итоге во всем мире вопреки прогнозам компания стала лидером продаж.

Я бы отметил следующие пять принципов, которым следует поучиться у Майкла Делла:

  • Вера в себя и свою идею (если вы сами не поверите в свое дело, то как вы убедите окружающих?)
  • Настойчивость, умение доводить начатое до конца (по мере роста многим предпринимателям приходилось проходить и непростые времена, но настойчивость помогала найти выход)
  • Умение рисковать с умом и просчитывать возможные риски (без этого бизнес обречен на стагнацию, но и предсказать судьбу бизнеса на 100% невозможно)
  • Страсть к тому, чем занимаешься (без этого не заразить сотрудников и партнеров своей энергией и энтузиазмом)
  • Понимание, какую ценность ты можешь принести окружающим, почему они выберут тебя и какая польза от твоей деятельности (сейчас это называют модным словом «миссия»)
  • Уметь слушать своих заказчиков и клиентов (сейчас это называется «Клиентоориентированность»).

Время меняет феномен лидерства. Как и чем отличаются новые лидеры от таких, как Джобс или Якокка, Баффет...?

― У каждого времени свои лидеры. Интересы аудитории, уклад общества и экономики, веяния моды изменяются, увлекая за собой и изменения предпочтений аудитории. Экономика производства сменилась экономикой потребления и сегодня лидеры – успешные предприниматели, которым удалось завладеть вниманием аудитории, выделиться на фоне окружающих. Но все равно главными остаются уникальность и дифференцированность, готовность предоставить удобный сервис или интересную информацию. Все мы знаем историю Джека Ма, который заинтересовался всемирной паутиной и решил создавать веб-справочник в середине 90- ых . Что выросло из этого начинания, сегодня знают все. И это еще одно отличие: благодаря Интернету стираются границы и условности, бизнес может производить экспансию намного быстрее. Посмотрите на современные компании-лидеры: они многонациональны и представляют самые разные индустрии: спорт, политику, бизнес, их отличие – смелая идея.

Как успешные компании реализуют на практике знания о феномене лидерства?

― Действительно, компании заинтересованы в создании условий для развития лидерства и предпринимательства, инновации что в наше время создают конкурентное преимущество. Если раньше достаточно было делать стабильный продукт с ровным качеством, то сегодня предпочтения потребителей меняются практически молниеносно: если вы не предложите что-то новое, это сделают конкуренты.

Способов обратиться к потребителю лицом много: от ящиков для обратной связи и идей по улучшению сервиса до поощрения и вознаграждения за каждую идею, которая приносит прибыль компании. Известны примеры, когда автору идеи выделяется ресурс для ее реализации в компании, и он становится лидером и руководителем. Кроме того, сегодня технологии позволяют проанализировать значительно большие массивы информации и выдать рекомендации по работе с лояльными клиентами. Благодаря этому возможны инновации даже на существующей технологической базе.

Как развить в себе качества лидера и, вообще, как понять есть ли они у вас в зародыше?

― Даже если вы не прирожденный лидер, развитие определенных качеств позволит вам стать увереннее и прогрессировать. Открытость всему новому, желание учиться, железная дисциплина, умение слышать других, помогать им, вдохновлять, но при этом не идти на поводу у сиюминутных трендов.

Главное качество предпринимателя, лидера – проактивность, энергия открытий и желание бесконечно улучшать, узнавать и снова улучшать.

Пассивных лидеров не бывает – это всегда люди с открытой жизненной позицией, правилами и четким пониманием своих целей. Они не идут на поводу у обстоятельств, они ответственны и способны повести за собой.

Какие книги о лидерстве стоит прочесть?

― Книг и фильмов (как и специализированных порталов, блогов, групп, видеоканалов) сегодня существует множество. В потоке контента легко потеряться, но, на мой взгляд, всегда актуальны биографии и автобиографии успешных людей, воспоминания очевидцев и друзей лидеров.

*Борис Щербаков, Вице-президент и генеральный директор Dell Technologies в России 

Беседовала: А. Верещагина