Я категорически против известного тезиса, что с друзьями бизнесом заниматься нельзя

Автор: Александр Любимов

Существует ли формула успеха? Чему стоит поучиться у известных личностей?

Никогда нельзя предсказать, станет ли человек успешным или нет. Главный тренд начинающих – создавать себе фетиши из знаменитостей. Моё окружение научило меня видеть в этом ошибку и не поддаваться тому, что рекламируется, будь то марка бургеров или телеведущий. Сейчас развелось очень много коучей, которые буквально продают формулу успеха. Такие профессии сродни священникам и психологам – они не дают ничего кроме психотерапевтического сеанса. Лучше потратить час-другой на прочтение фундаментальных трудов в той области, где вы хотите добиться успеха, чем то же время – на интервью известных людей. Никакой жизненный опыт, в том числе и мой, не даст человеку больше, чем грамотная базовая книга. У каждого свой неповторимый путь, но верен ли он или нет – это величайшая тайна вселенной, которая не раскроется вплоть до момента победы или поражения.

Ваш отец, Михаил Петрович, сейчас весьма популярен в свои 85. Чему Вы научились у него?

― Я многое брал из книг. И если мама у меня ассоциируется с классикой, то отец полностью оправдывал звание руководителя разведки. Когда человек занимает такую должность, он обязан постоянно изучать своего врага, поэтому в доме на полках лежали и Сахаров, и Солженицын. Доступ к таким книгам и к такой точке зрения во многом определили мою дальнейшую жизнь.

Как Вы по жизни выбираете друзей?

― Раньше у меня был довольно широкий круг общения, но со временем его диаметр становится всё меньше и меньше. По молодости друг – это тот, с кем разделил вечер на дискотеке или утро на рыбалке. Но со временем требовательность к себе и к окружающим повышается. В моём возрасте друг – это уже тот, с кем я делю, если так можно выразиться, войну. Это может быть и не стрельба из автомата, но бизнес – это война. Именно война, а не охота. Думаю, даже убить загнанного егерями медведя в лесу недостаточно, чтобы считаться друзьями. Для мужчины важно делать что-то вместе, иначе сложно понять, чего больше – дружбы или «фана».

А как вы выбираете партнеров по бизнесу?

― Я категорически против известного тезиса, что с друзьями бизнесом заниматься нельзя. С моей точки зрения, когда люди так утверждают, у них просто нет друзей.

Как правильно на начальных этапах договариваться с людьми, чтобы потом не возникало споров?

― Нужно быть хладнокровным, уметь слушать людей и уметь сдерживать себя даже в такой эмоциональной сфере как моя. Смысл функционирования творческих людей в том, чтобы они были эмоциональными, яркими и даже порой некорректными. Если их подавлять, то становится невозможно правильно эксплуатировать их талант. С людьми в моей области нужно
быть осторожнее, иначе они ломаются и становятся не способны делать то, для чего были приглашены.
Нужно быть мягче, иначе это всё рухнет.

У Вас довольно миролюбивый имидж. Вы его сознательно формируете таким или же Вы внутренне неконфликтны?

― В моей специальности нужно быть менее конфликтным и авторитарным, чем, например, в управлении государством или войсками. Там работают свои организационные механизмы – приказы, распоряжения, а здесь – у нас – совершенно другая структура. Нельзя получить какой-то качественный творческий результат от людей, если быть чересчур конфликтным. Тем более, большинство наших проектов новые, и я сам до конца не знаю, как правильно их осуществить. А если к тому же создать атмосферу, в которой штат боится или слишком подавлен, чтобы высказывать свои идеи, то ничего не выйдет. Кино, телевидение - это бизнес, где нет авторов. Сценарист напишет сценарий, режиссёр продумает постановку, я что-то подправлю, придут актёры, которые по-своему сыграют, а потом ещё и режиссёр монтажа склеит всё так, как он видит. Конечный продукт выходит далеко не таким, как мы его задумывали, и конфликтовать в такие моменты, как минимум, бессмысленно. Каждый проект – это ребёнок, который рождается сиротой, и в тоже время имеет сразу несколько отцов.

Как грамотно поступить, если всё же конфликт состоялся?

Есть много способов, но они и не нужны. Конфликт – основа творчества. Поэтому скорее надо направлять конфликт так, чтобы из него получался наилучший творческий результат, а не деструктивное противоборство разных личностей. Например, все знают, что творческие люди – совы, и их мозг в первой половине дня ещё, по большому счёту, спит, а значит по утрам они более уступчивые. Отсюда следует вывод: совещание нужно ставить на часов 9, не позже, если надо избежать конфликта нескольких творческих начал.

Но я не устаю повторять: «в творчестве не бывает компромиссов». Единственное исключение – поведенческая субординация. Грубо говоря, я отвечаю за всё – поиск заказчиков, финансирование, контроль процесса, а значит в критической ситуации со мной как с начальником должны считаться, и моя точка зрения должна превалировать. Все, кто согласился со мной работать, естественно, это понимают. Это некая константа, и совершенно естественно в рамках управления персоналом. Но моя задача – создать такие условия, чтобы сотрудники могли проявлять свою творческую бескомпромиссность. Иначе какой смысл с ними работать? Кстати, в нашем цеху часто бывает, что сотрудники пытаются склонить тебя к творческим откровениям с тем, чтобы потом просто делать то, что ты говорил. Это им кажется более поведенчески безопасным, но зачем мне работать с такими талантами?

К чему приведёт симбиоз AI и телевидения?

― Во-первых, массовый продукт будет создавать искусственный интеллект. Такой контент будет стоить копейки и минимум труда, телевидение же будет поставлено на конвейер.

Во-вторых, через 30-50 лет авторского контента будет гораздо больше. Сейчас федеральное телевидение уже открывает нишу для этого. Появятся ещё тысячи подражателей Юрия Дудя. У кого-то получится повторить успех, но очевидно, что большинство провалится.

В-третьих, когда VR перейдёт на более-менее достойную ступень качества, большие компании заберут этот сегмент себе. Почему именно большие компании? VR – очень дорогая инновация, и обычные журналисты: ни я, ни тот же Дудь, не могут себе этого позволить. На данный момент компании (в том числе и российские) занимаются строительством дистрибуции и пытаются забрать себе стриминг (Amazon, Apple, Netflix, Disney Plus, и т.п.). Через пару десятков лет борьба за платформы сменится на войну за VR.

Сейчас развелось очень много платформ под контент. В чём принципиальная разница?

― По сути, везде одно и тоже – двигающиеся картинки и меняющийся звук. Естественно, стриминговые платформы отличаются от телевидения по стилю подачи материала и способу окупаемости. Либо люди платят за скаченный продукт, либо проект зарабатывает на рекламе. К сожалению, при всём оптимизме людей, которые продвигают Интернет, он не даёт столько же рекламы сколько телевидение. Сеть – это сплошные риски.

Как отбирать, мотивировать и развивать талантливых телеведущих?

― Сейчас – никак. Цензура убила журналистику, говорить о действительно важных вещах тяжело и опасно для жизни. Лишь горстка лиц идёт против негласных запретов (как журналисты из «Новой газеты» или из Meduza). Но большинство – конформисты. Они просто делают свою работу, потому что хочется кушать.

Думаю, они объясняют себе это так. Пусть Путин уничтожил политическую конкуренцию, у нас нет адекватных судов и достойной полиции. Но, с другой стороны, есть и множество плюсов: он многое сделал, чтобы не было войны, сократил внешний долг, уровень жизни вырос невероятно, Путин удовлетворил запрос на стабильность. И это тоже правда. Вот они и закрывают глаза на неприятную часть, а зарплату получают за рассказы о приятной.

*Александр Любимов



Справка о спикере:
Журналист, продюсер, общественный деятель. Стал популярен, будучи одним из ведущих знаковой программы «Взгляд» Центрального телевидения СССР, где специализировался на «острых» материалах. Вместе с коллегами основал Телекомпанию ВИD, которая стала кузницей кадров и программ для российского телевидения. Продюсировал такие проекты как «Последний герой», «Фабрика звезд», «Один на один», «Времена» и многие другие.
Возглавлял РБК­ТВ, за 4 года выведя телеканал на новый уровень. В настоящий момент является Президентом телекомпании ВИD, занимается разработкой новых амбициозных проектов.