Семейный бизнес отличается от системного тем, что это “только бизнес и ничего личного”

Автор: Иван Никольский, EXPONIC

В Португалии 90 % ввп дают семейные фирмы. Зачем Вам из успешной и приспособленнойгусеницыстановитьсябабочкойи проходить непростую процедурукокона“?

По данным Росстата, доля малого и среднего бизнеса в России за 2017 год составила 21,9%. При этом доля семейных фирм может быть в десятки раз и меньше. Непростая процедура перехода обусловлена банальным выживанием. Конкуренты не дремлют, развиваются, применяют новые технологии привлечения и удержания клиентов. Успех не может быть постоянным, если топтаться на месте. Цены на обеспечение выполнение заказов растут, поэтому даже семейный бизнес вынужден расти, привлекая новых клиентов, расширяя список предлагаемых услуг. У клиентов растут запросы, и приходится изыскивать дополнительные ресурсы, чтобы их оказывать в полноценном комплексном объеме. Если не развивать семейный бизнес, то выхода всего два: закрываться, потому что он не может соответствовать веянию времени и вызовам, в том числе технологическим, либо идти работать по найму, и все равно закрывать собственное дело. На двух ветках не усидишь. При всех сценариях, кроме развития собственного семейного бизнеса шансов «оставаться на плову» и «ждать у моря погоды» нет.

Что будет (и часто бывает), если просто обьявить персоналу СФ (семейной фирмы), что завтра мы становимся системной компанией и начнем работать по новым регламентам, которые всем вам выданы под роспись?

― В семейной компании не все сотрудники связаны кровными узами. К примеру, у предприятия есть собственник, его сын занимается оперативным управлением фирмы. С ним вместе работают «семейные сотрудники», а точнее друзья собственника, которые вместе окончили один университет. Но ведь есть и остальные люди, которые трудятся непосредственно на передовой. Будет только лучше, если прописать им новые правила и инструкции, по которым нужно будет жить в новых системных реалиях, а не обрабатывать только «теплых» постоянных клиентов фирмы.

Кроме того, имеет смысл нанять новых сотрудников, поставив им в задачу измеримые и достижимые KPI. Новый персонал подстегнет работу текущего, показав что ничего в семейном бизнесе не вечно и что они в любой момент могут остаться “за бортом”. Семейный бизнес отличается от системеного тем, что это “только бизнес и ничего личного”.

В чем плюсы и преимущества для роста в семейной компании?

― Это скорее не плюсы, а единственный выход для его сохранения. Растет бизнес, растут доходы и прибыль собственников фирмы. Обратная сторона развития это стагнация, что неминуемо приводит к потерям и в итоге к банкротству.

Если в планах у собственника стоит цель выжить, то только развитие является естественным продолжением жизненного цикла, причем любого предприятия. Кроме того, появляются возможности для диверсификации бизнеса, его масштабирования, оказания услуг в других городах, регионах и даже странах.

Каковы пределы развития СФ? Что в ней начнет разваливаться изнутри при масштабировании?

― Слышал я разговор двух предпринимателей на ПМЭФ. Так вот один из них говорил, что лучше не выходить за рамки в 1 млрд рублей в год. Это не означает что не надо больше. Можно. Но, опять таки со слов собеседника, за бизнесом начнут более предметно следить и начнутся большие «штрафы».

К сожалению, это реальность развития малого и среднего предпринимательства в России.

Если абстрагироваться от этой мысли, то при увеличение объемов неизбежно возрастает количество сотрудников в управлении. Тут хорошо работает правило 7 (семи). Один человек может эффективно управлять семью сотрудниками, которые могут закрывать все ключевые направления бизнеса (маркетинг, продажи, производство и т.д.). Если вовремя не найти и не нанять этих людей (или вырастить собственных сотрудников до этих позиций) а стараться управлять всеми процессами своими силами, но непременно наступит провал и начнутся проблемы с управлением. Не имеет значение оборот у вас 100 тыс рублей или 100 млн рублей. Так или иначе «цепочка» реализации одна и та же.

Как и когда придется менять персонал СФ при быстром переходе в системную?

― Первые три месяца это переходный период в котором можно смотреть как все функционирует в новой системе. В этот же период желательно привлечь внешних тренеров и аудиторов, которые проверят жизнедеятельность текущей бизнес-модели. Примерно на четвертый месяц станет понятно, что работет хорошо, а что вообще не работает. После четвертого месяца можно делать более обстоятельные выводы. Как правило, текущие сотрудники, работающие с клиентами, могут переквалифицироваться в аккаунт-менеджеров, так как они хорошо знают кухню и продукт/услугу изнутри. А front-desk лучше нанимать новый. Это продажники, маркетологи, пиарщики, которые будут искать и привлекать новых клиентов.

Выбор СЕО ­ каковы правила?

― В случае с нашей фирмой, CEO является сыном основателя. Если брать человека со стороны, и не в нашем случае, то я бы обратил внимание на основной критерий –возраст. Лучше без большого опыта работы но зато с горящими глазами и готовым работать с полной самоотдачей и получать вводные от собственника. Семейный бизнес (малый) не обладает большими ресурсами, чтобы платить крупные гонорары привлеченному CEO. «Крутые» управленцы с большим опытом и связями будут стоить не малых денег, которые не подъемны собственнику малой фирмы.

Собственники банально продолжаютрулитьи вмешиваются в работу своей фирмы даже после передачи управления сео. Как тогда не допускать этого а в каких случаях необходимо отобрать штурвал?

― Во всех случаях CEO это наемный сотрудник, конечно в будущем при удачном руководстве он может претендовать и на долю в компании, войти в состав учредителей например. Но пока, поскольку он получает зарплату, он должен руководствоваться трудовым договором, а также должностными инструкциями. Собственник нанимает CEO ведь неспроста? Значит стоит определенная задача. Всю работу любого сотрудника, в т.ч. и наемного руководителя можно и нужно оцифровывать. Поэтому не вижу тут проблемы с «рулением». Есть четкий план, есть бюджет, есть риски и оценка эффективности и план продаж. Выполнил план – молодец, получи еще и премию. Не выполнил – спасибо за работу. Тут все четко.


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU


*Иван Никольский,
Управляющий партне EXPONIC


Беседовала: А. Юрова

Справка о компании:
Компания основана в 1991 году.Сегодня EXPONIC ­ агентство выставочного маркетинга полного цикла с собственной производственной базой в Москве. Для наших клиентов мы разрабатываем креативную концепцию и маркетинговую стратегию для эффективного участия в выставках, создаем дизайн и строим выставочные стенды в России и за рубежом.

Справка о спикере:
Лауреат рейтинга «ТОП­25 менеджеров по корпоративной социальной ответственности» 2015 по версии Ассоциации менеджеров России. Входит в ТОП­100 лучших директоров по корпоративным коммуникациям и корпоративным отношениям в России «TOP­COMM 2016».