Мы не продаем людей, мы продаем их успехи и достижения. Интервью с М.Серенко

Интервью с генеральным директором группы компаний "Наш Мир" М.Г. Серенко

Марина Геннадьевна, расскажите, пожалуйста, кто ваши клиенты и чем вы отличаетесь от других рекрутинговых компаний?
- Прежде всего тем, что мы не рекрутинговая компания.

???
- Мы группа компаний, которые занимаются executive search и консалтингом в сфере управления персоналом промышленных предприятий. Кстати, именно этим мы и отличаемся от других. У нас точная и постоянная на протяжении многих лет сфера деятельности, своя занятая с самого начала ниша на кадровом рынке: решение кадровых проблем в промышленном секторе экономики. Мы единственная компания, которая специализируется на поиске топ-менеджеров среди технических специалистов.

Почему вы выбрали именно сферу промышленности?
- Мы создали компанию в начале 1999 года. Нам все говорили, что это полное безумие - создавать новую компанию в период кризиса да еще со специализацией на промышленности, когда промышленность просто лежала в руинах. Был риск, но было и ощущение правильности принятого решения. Мы поднимались вместе с промышленностью.
Начинали с топливно-энергетического комплекса. С течением времени начались изменения в металлургии, машиностроении, пищевой промышленности. Сейчас успешно развивается сельское хозяйство. Это основные отрасли, на которые мы работаем.
Мы поднимались вместе с промышленными предприятиями, формируя кадры во всех этих отраслях. С 1999 по 2004 год выросло новое высококвалифицированное инженерно-техническое поколение. Специалисты, которые в 1998 году только получили дипломы, сегодня занимают позиции руководителей среднего либо высшего звена и, в свою очередь, становятся нашими клиентами.
Если в 90-х годах наиболее привлекательными считались инвестиционная и банковская деятельность, торговля, то сейчас ситуация изменилась. Я считаю, что на сегодняшний день промышленность наиболее привлекательна, наиболее перспективна. Именно туда направляются инвестиции, именно там самые высокие темпы экономического роста.

Скажите, Марина Геннадьевна, а насколько заказчики понимают необходимость обращения к услугам специалистов?
- С ростом экономики, с ростом потока инвестиций, со стабилизацией ситуации к руководителям и собственникам постепенно приходит осознание того, что главный ресурс любого предприятия - это люди. После того как в компании более-менее решены экономические, финансовые и юридические проблемы, когда перестает стоять проблема элементарного выживания предприятия, руководство начинает заниматься именно кадровыми вопросами. Специфика executive search не позволяет своими силами качественно решить проблемы поиска и оценки высококвалифицированного персонала. И компании выгоднее обратиться в профессиональное консалтинговое агентство.

В чем же специфика executive search именно в промышленности?
- Проблема подбора специалиста в сфере управления на производстве - проблема индивидуальная, решаемая по-особенному в каждом конкретном случае. Но не с точки зрения методологии решения, а с точки зрения доверия. Результативность поиска зависит от точности сформулированной заказчиком задачи и профессионализма команды консультантов. Над каждым проектом работает отдельная группа наших специалистов под руководством консультанта, и чем выше уровень доверия заказчика к консультанту, тем точнее формулировка проблемы и качественнее ее разрешение.
Профессионализм команды очень во многом определяется опытом, наработками, человеческими контактами, которые позволяют сформировать базу данных по специалистам. С некоторыми из этих людей мы сотрудничаем не первый год, отслеживаем их продвижения по службе, а зачастую и способствуем их перемещениям. Такое тесное сотрудничество и наработанные контакты, в свою очередь, позволяют существенно снизить затраты и сокращают сроки реализации проекта.

Где же вы находите нужных специалистов?
- Конечно, помимо прямого поиска и традиционных рекрутинговых методов мы работаем и с вузами, и со школами, которые учат бизнесу. К примеру, у нас есть договор о сотрудничестве с Высшей коммерческой школой, которая готовит специалистов по программе МВА. Топ-менеджмент предполагает наличие большого опыта работы у специалиста. Поэтому в основном мы строим партнерские отношения с научно-техническими центрами, исследовательскими организациями, профессиональными ассоциациями и общественными объединениями промышленного сектора. Наших заказчиков интересуют сложившиеся опытные профессионалы, а не вчерашние выпускники вузов.

Поскольку вы работаете с крупными промышленными предприятиями, это должно означать, что у вас много региональных клиентов?
- На сегодняшний день, работая с крупнейшими компаниями и финансово-промышленными группами, мы понимаем, что средний бизнес в промышленности - заводы, фабрики, торгово-производственные холдинги в регионах с количеством персонала до 5 - 7 тысяч - не охвачен в полной мере ни консалтингом, ни рекрутингом. Специалистов они пытаются искать сами, заработные платы у них зачастую не конкурентоспособные. Обучением и развитием никто не занимается. Я уж не говорю об ассессменте. Зачастую руководитель просто не знает, куда ему обратиться, где получить ответ на тот или иной вопрос.
Наша задача - попытаться объединить этот средний бизнес в промышленности. Проект "Он-лайн консалтинг" направлен на руководителей среднего бизнеса, чтобы они могли прямо со своего рабочего места через Интернет получить необходимую консультационную поддержку.

Вы упомянули и сельское хозяйство.
- Когда я говорю о сельском хозяйстве, то имею в виду, конечно, крупные агропромышленные холдинги, а не фермерские хозяйства, в которых речь пока идет просто о выживании. У крупных агропромышленных холдингов хорошие инвесторы, есть деньги, идет развитие, поэтому и потребности в кадрах растут. Из крупных финансово-промышленных групп в сельское хозяйство идут не только инвестиции, но и корпоративная культура, осознание необходимости привлечения к решению непрофильных задач профессионалов.

Какие заказы самые сложные?
- Поиск референта для генерального менеджера (смеется). Если серьезно, то самое сложное - это формулировка проблемы и постановка задачи. Здесь многое зависит от уровня профессионализма заказчика, чаще всего HR-директора. Чем выше изначально эффективность взаимодействия между HR-директором и консультантом, тем успешнее реализуется проект. К счастью, большинство из HR-директоров, с которыми мы работаем, открыты и готовы к диалогу и сотрудничеству. Мы не продаем людей, мы продаем их успехи и достижения. Чем эффективнее обмен информации между консультантом и его командой, с одной стороны, и HR-директором и руководителем компании, с другой, тем выше взаимная выгода.

Какие проблемы возникают в процессе взаимодействия? В чем их причина, в низком уровне профессионализма HR-директоров?
- HR-директора на сегодняшний день обладают достаточной компетентностью для решения сложных кадровых задач. На наш взгляд, основной проблемой является низкая роль HR-менеджеров в процессе выработки и принятия стратегических управленческих решений. К сожалению, до сих пор подавляющее большинство собственников и топ-менеджеров относятся к управлению персоналом как к второстепенной, обеспечивающей функции. Дальше лозунга "Кадры решают все" дело не идет. В реальности же необходимо существенно повысить роль управления персоналом в системе управления организацией и производством. Когда собственники и топ-менеджмент от слов перейдут к делу и делегируют HR-директорам необходимые полномочия и ресурсы, только тогда наши предприятия получат качественное управление человеческими ресурсами.

Чем именно обусловлено ваше недавнее преобразование в группу компаний?
- Грех не использовать сформировавшийся в нашей компании потенциал. Однако, прежде всего, реорганизация - это ответ на запрос рынка, мы ориентировались в этом вопросе на спрос. В промышленном секторе, как, наверное, и во многих других, все больше востребованы именно комплексные услуги. Сегодня отношения с топ-менеджментом предприятий строятся не по принципу "клиент - заказчик", а, скорее, на принципах партнерства. Наиболее эффективной для организации является возможность решать кадровые задачи в системе. Связка консалтинга и executive search позволяет существенным образом повысить результативность реализуемых проектов.

Что вы предлагаете кандидату?
- Основная задача нашей компании, как мы ее видим, заключается не в предоставлении услуг отдельным лицам, а в сотрудничестве, выгодном для всех заинтересованных сторон. Работодатель получает нужного именно ему специалиста. Мы берем на себя обязательства по сопровождению специалиста в течение года, активно участвуем в процессе его адаптации на новом рабочем месте. Консультант или руководитель группы обязательно регулярно контактирует с человеком - в первый месяц каждые две недели, затем раз в месяц. При необходимости организуются встречи как с сотрудником, так и с его руководством.
С появлением консалтингового направления деятельности группы компаний расширили спектр дополнительных возможностей и для кандидата, и для заказчика. Но об этом лучше расскажет директор "NM consulting" Ирина Волошина.

Спасибо.