"Портрет" кадровых служб организаций современной России. М.Коргова

М. Коргова

В целях определения сегодняшнего положения кадровых служб в российских организациях и состояния кадровой работы в них, нами было исследовано (в рамках участия во Всероссийском кадровом конгрессе по Северному Кавказу по стандартной анкете) тридцать четыре предприятия и организации региона Юга России: Ставропольского края, Краснодарского края, Ростовской области, Карачаево-Черкесской Республики, Северной Осетии - Алании, Кабардино-Балкарской Республики, Чеченской Республики. Организации относятся к разным отраслям деятельности: промышленность, финансы, медицина, санаторно-курортное дело, транспорт, образование, торговля, культура, государственные и муниципальные органы власти. Численность персонала на исследуемых предприятиях от 12 до 1300 человек.
Подразделения в организациях, занимающиеся кадровой работой, в 70% случаев сохранили свое прежнее советское наименование "отдел кадров" и сформировались на основе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности.
Службы кадров структурно разобщены с другими отделами, занимающимися персоналом (отделы охраны труда и техники безопасности, юридическим отделом, отделом организации труда и заработной платы и др.).
Эти подразделения имеют невысокий статус. Менеджер подразделения, как правило, находится в должности начальника отдела кадров (57%), реже - инспектора по кадрам (19%), заместителя директора организации по кадровой работе (9%). Нередки случаи, когда люди занимаются кадровой работой по совместительству, работая на разных должностях в разных отделах (15%).
Деятельность отдела курируется, как правило, заместителем директора предприятия или директором.
В проведенных исследованиях сотрудники организаций по-разному оценивают нынешний статус кадровых служб: около 40% - как низкий, около 50% - как средний, 10% - как высокий.
Как показали исследования, квалификация рядовых работников кадровых служб недостаточно высока. Характер образования, предыдущий опыт работы, а зачастую и личностные качества не позволяют им качественно выполнять свои функции. Отсутствуют знания в области теории и практики кадрового менеджмента, научной организации труда, социологии и психологии, педагогики, трудового законодательства и делопроизводства. Сотрудники кадровых служб слабо знают современные кадроведческие технологии, не владеют методикой их осуществления.


Продолжение читайте в печатной версии журнала