Стратегия управления HR в строительном холдинге. Б.Исенжулов

Б. Исенжулов

Управление HR в современной организации, в отличие от традиционного управления персоналом, требует внедрения эффективных форм и методов развития персонала. Это предполагает, прежде всего, стратегическую направленность развития человеческих ресурсов, предусматривающую переориентацию от патерналистских моделей удовлетворения потребностей персонала к удовлетворению потребностей самой организации в стратегическом развитии через формирование адекватных моделей поведения менеджеров и работников. Основным препятствием при этом является отсутствие понимания у служб HR механизмов преобразования стратегических намерений организации в положения HR-стратегии. На примере консалтингового проекта в одном из строительных холдингов в данной статье предлагается наиболее общий подход к разработке подобной стратегии, позволяющей повысить эффективность функционирования служб HR управляющей компании и предприятий холдинга.

Проблемы HR в строительной индустрии


Строительная индустрия является одной их самых закрытых и непрозрачных с точки зрения внедрения современных методов HR управления. Мода на "холдингостроительство", имеющая основной целью минимизацию издержек и налогов, не обошла стороной и строительную отрасль. При этом в бизнес-портфель "складываются" различные предприятия, вносящие какую-либо значимую ценность в создание конечной стоимости - от разработки и производства строительных материалов до проектирования и строительства объектов недвижимости. Говорить о целенаправленном формировании службы HR и ее участии в управленческих процессах крайне сложно из-за высокой степени диверсификации бизнесов и объективного снижения управляемости. А также вследствие инертности и скрытого сопротивления руководителей низших уровней управления холдингом и отдельных бизнес-единиц, сосредоточенных целиком на производственных процессах. Кроме того, преобладание личностных и групповых интересов, высокий уровень коррупционных отношений, традиционный для отрасли в целом, становятся препятствием для увеличения прозрачности и управляемости деятельностью холдинга. Эти же факторы обусловливают низкую степень доверия к эффективности корпоративной службы HR в строительной индустрии. Тем не менее в условиях глобализации и ужесточения конкуренции в отрасли растет осознание на уровне собственников и руководства корпораций в необходимости целенаправленного управления HR, поскольку только такой путь позволит внедрить стандарты корпоративного управления, позволяющие эффективно осуществлять процессы последовательной реализации и контроля корпоративной стратегии на всех уровнях холдинга, сводя к минимуму негативные проявления. Конечная цель, которая всегда интересует акционеров и высшее руководство, - это повышение рыночной капитализации и привлечение инвестиций благодаря реальным конкурентным преимуществам, "критическим" и "фундаментальным" источником которых, по выражению авторитетных западных авторов, являются человеческие ресурсы.


Продолжение читайте в печатной версии журнала