Кадровые технологии решают все. М.Кацай

Сегодня для менеджмента компаний на первое место выходят гибкость, умение адаптироваться, способность находить быстрый и точный ответ на создавшуюся ситуацию. Традиционная иерархическая структура, предназначенная для стабильной обстановки, уже доказала свою неспособность справляться с современными глобальными проблемами. Не остается в стороне от этих процессов и сфера управления человеческими ресурсами. Работодатели, как никогда прежде, озабочены поиском новых путей организации работы с персоналом.
Ротация кадров, сокращение персонала, амортизация человеческого капитала и инвестиции в него стали привычными понятиями в лексиконе HR-менеджеров, а кадровая практика разнообразилась такими нетипичными для отечественных компаний технологиями, как аутсорсинг, аутстаффинг и аутплейсмент.

М. Кацай

Ни одна компания в современных условиях не может гарантировать человеку постоянную занятость. В силу этого все больше людей ориентируются на гибкий подход к своей трудовой деятельности: возможность работать вне офиса, неполный рабочий день или на проектной основе. По прогнозам специалистов, около 50% всех работников примерно через десять лет будут работать по контракту, по совместительству или временно. Хотя спрос со стороны работодателей на временный персонал и отклик со стороны работников на этот спрос уже сегодня достаточно велик. Согласитесь, в организациях нередко встает проблема несоответствия наличного персонала и потребности в нем. Одно из возможных решений - использование временно свободного трудового ресурса, т.е. переход к лизинговым отношениям. Лизинг персонала особенно актуален при необходимости привлечения высококвалифицированных специалистов, наступлении периода отпусков, сезонности бизнеса. Полиграфический бизнес, к примеру, имеет наибольший подъем в конце года. В это время привлекаются временные сотрудники, а через три-четыре месяца потребность в них отпадает. Лизинговая схема, при которой кадровое агентство предоставляет находящихся в его штате сотрудников клиенту на относительно длительный срок (от трех месяцев и до нескольких лет), применяется для упрощения процедуры отношений компании с привлеченными специалистами. При использовании услуг внештатных специалистов организации могут заключать с ними временные трудовые соглашения или договоры подряда для того, чтобы снять с себя юридические и налоговые проблемы. Очень часто иностранные компании, начиная свою деятельность в России, прибегают к кадровому лизингу, набирая так необходимый штат сотрудников. Лизингом могут воспользоваться и отечественные компании, создавая региональные филиалы. В начале 90-х данная услуга применялась достаточно редко. Ситуация изменилась после 1998 года. Чтобы остаться на российском рынке, иностранные компании были вынуждены сокращать персонал для минимизации издержек. До сих пор клиентами агентств, предоставляющими услугу лизинга, являются именно зарубежные компании. В них обычно жесткое штатное расписание, четко прописаны должностные обязанности, соблюдается трудовое законодательство о продолжительности рабочего дня, поэтому в случае неожиданного ухода или болезни сотрудника решить проблему силами штатного персонала чаще всего весьма затруднительно.
По исследованиям зарубежных аналитиков, 81% американских компаний пользуется услугами временных сотрудников. В некоторых зарубежных компаниях, по данным экспертов кадрового рынка, до 80% персонала состоят в штате кадровых агентств. Более 1% от общего количества занятых в США и странах Западной Европы состоят в штате кадровых агентств-лизингодателей. Ежегодно число международных компаний, специализирующихся на кадровом лизинге, увеличивается в 1,5 раза. Мировой оборот услуг по лизингу персонала превышает 80 млрд долларов в год и растет примерно на треть ежегодно. В России работают три из пяти мировых лидеров в области кадровых лизинговых услуг. Предлагают лизинг и менее крупные зарубежные компании. Всего на рынке отечественного лизинга действует порядка десяти компаний разного уровня. Весь объем "арендного" рынка составляет менее 10% общего объема кадровых услуг, при том что в мире эта доля оценивается минимум в 20%.


Продолжение читайте в печатной версии журнала