Аутстаффинг выгоден всем. Интервью с М.Лазукиным

Интервью с М. Лазукиным, директором Департамента корпоративного бизнеса Центра "Оптима-проект"

Понятия аутсорсинга и аутстаффинга совсем новые для России, не могли бы вы разъяснить для наших читателей значение этих терминов?
- Действительно, аутстаффинг и аутсорсинг в нашей стране только начинают развиваться, и до сих пор многие путают эти два понятия, хотя между ними существует значительная разница: под аутстаффингом понимается вывод персонала за штат компании-заказчика и оформление его в штат компании-провайдера, при этом сотрудники продолжают работать на прежнем месте и выполнять свои прежние обязанности, но обязанности работодателя по отношению к ним выполняет уже компания-провайдер. Аутсорсинг же - вывод за пределы компании не персонала, а определенных, чаще всего непрофильных для этой компании функций, как, например: маркетинговые исследования, рекламная деятельность, организация питания, уборка, транспорт и так далее. Иными словами, в данном случае заказчик покупает не труд конкретных работников, а услугу. Случается, что с этими двумя кадровыми технологиями путают также лизинг персонала, который, как и любой другой лизинг, представляет собой долгосрочную аренду с правом выкупа, в данном случае такая "аренда" осуществляется по отношению к сотрудникам, в услугах которых компания нуждается, но на данный момент времени по каким-либо причинам, например из-за сезонности выполняемых работ, не имеет возможности держать у себя в штате.

Вашей специализацией является аутстаффинг. Расскажите, пожалуйста, в чем преимущества этой технологии и какие выгоды она предоставляет для компании-заказчика?
- Вывод персонала за штат компании влечет за собой ощутимое сокращение расходов. За счет чего это достигается? В настоящее время все уже хорошо понимают, что управление персоналом - это не просто выплата зарплаты и ведение кадрового документооборота, а еще и отчетность в налоговых и страховых органах, расходы, связанные с организацией и эксплуатацией рабочих мест, вопросы медицинского обслуживания персонала, страхование жизни, организация отдыха, выплаты различных премий и бонусов, оплата услуг сторонних консультантов по персоналу, корпоративное обучение, расходы на HR-департамент и т.д. Вот этих издержек и позволяет избежать аутстаффинг.
На основании договора между компанией-заказчиком и компанией-провайдером, последняя берет на себя все обязательства по ведению кадрового учета зачисляемого в ее штат персонала, выплачивает зарплаты, перечисляя их обычно на индивидуальные банковские счета. Кстати, если таковых не имеется, то затраты по открытию таких счетов провайдер берет на себя, причем оформляет пластиковые карточки в том банке, в котором пожелает заказчик. Таким образом, сотрудникам не нужно терять время, стоя в очереди к кассиру, да и сама должность кассира может стать ненужной. Бухгалтеры не тратят часы рабочего времени в Пенсионном фонде и налоговой инспекции, не рассчитывают налоги, связанные с фондом оплаты труда, и так далее. Таким образом, сокращается круг должностных обязанностей и, возможно, даже штат бухгалтерии, а это еще и экономия на офисном пространстве, ведь каждому бухгалтеру, кассиру, кадровику нужно дать стол, стул, компьютер, карандаш.
Кроме того, помимо прямого сокращения расходов, существует ведь еще и, можно сказать, опосредованное - каждый руководитель предприятия волей-неволей тратит огромное количество своего дорогого рабочего времени на кадровые вопросы, каков бы ни был штат службы персонала, все равно на руководстве лежит административная нагрузка, и чаще всего немалая. При применении аутстаффинга это время может быть направлено на непосредственное управление бизнесом, а каждый высвобожденный бухгалтер на другой участок работы - кто может подсчитать такую выгоду? Помимо этого, и это предусмотрено российским налоговым законодательством, расходы на аутстаффинг могут быть отнесены компанией-заказчиком на себестоимость, об этом говорится в статье 264 пункт 19 Налогового кодекса РФ.


Продолжение читайте в печатной версии журнала