Продолжая тему рекрутинга, следует отдельно остановиться на "работных" Интернет-сайтах. Так же, как и на Западе, в России сайты уверенно привлекают внимание соискателей больше, чем печатные СМИ. Если разделить тему трудоустройства на источники, то по количеству принятых на работу, безусловно, лидирует Интернет, занимая около 40% рынка. На втором месте респонденты указывают сотрудников и знакомых сотрудников. Затем идут печатные СМИ и только потом кадровые агентства.
Но под безумным давлением последних поместил материал о них "впереди лошади". Два предыдущих исследования обещали обострение конкурентной борьбы между сайтами и дальнейший рост их количества. Но, увы, будущее можно прогнозировать, но нельзя представить. Прошел всего год, и хотя борьба между сайтами обостряется, она похожа на финиш в марафонском забеге, когда впереди бежит десяток стайеров, а далеко позади - сотня отстающих. Мы ничуть не хотим унизить эти остальные сайты, поскольку среди них есть немало уникальных и неповторимых. Это специализированные сайты, и они не могут по определению стать массовыми. И, скорее всего, они станут платными. В прошлом году не только нам казалось, что безусловное лидерство job.ru когда-нибудь закончится. Тем более что по посещаемости группа "стайеров" почти догоняла, а иногда и перегоняла job.ru. Количество посетителей - это не тема нашего исследования, мы хотим еще раз уточнить, что это результаты опроса 600 компаний, пользующихся услугами кадровых агентств (см. их список в предыдущем номере или на сайте Top-personal.ru в разделе "Исследования"). Так вот, они по- прежнему в подавляющем большинстве используют в поиске специалистов сайт job.ru (см. таблицу). Как мы уже писали в прошлом номере, сенсацией этого исследования стал взлет ресурса headhunter.ru. Это платный ресурс, и в следующих номерах мы попытаемся проанализировать феномен успеха этого сайта среди HR-в и руководителей. Но по первым опросам уже видно, что последние предпочитают иметь дело с сайтом из-за к а ч е с т в е н н ы х резюме, хотя мы услышали и немало критики в адрес платных ресурсов. Кстати, еще один платный ресурс, resume-bank.ru, хотя и значительно отстает от headhunter.ru по популярности среди наших респондентов, но по темпам роста видно, что у него явно есть "светлое будущее". Главной сенсацией для, как мы уже сказали, стало то, что респонденты в основном пользуются только двумя - пятью сайтами. Что касается эффективности и качества персонала на них, то в этом году разброс оценок явно уменьшился. Сенсацией стал почти полный сход с дистанции ряда сайтов, подававших надежды в прошлые годы за счет декларируемой эксклюзивности.
Здесь особых сенсаций мы не наблюдали, но единственное, что удивляет, так это некий диссонанс. Лидером среди респондентов является газета "Работа для Вас", а визуально в киосках на улицах Москвы гораздо чаще вы видите журнал "Работа и Зарплата", не говоря уже о том, что он значительно объемнее. Причина кроется, видимо, в том, что газета существует на рынке гораздо дольше, и московские фирмы больше привыкли к ней. Второе - это то, что наши респонденты - особая публика, поскольку они работают с кадровыми агентствами. А "Работа и Зарплата" - более массовый журнал. Так, например, если опросить всех московских работодателей, то газета "Ведомости" была бы на последнем месте, но среди наших респондентов она занимает приличный сегмент. В устных беседах респонденты с удивлением делились с информацией о том, что во всех печатных СМИ можно найти неплохих топ-менеджеров. Что ж, дерзайте!
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|