"Люди в России могут быть гибкими, и это отличная основа для развития и продвижения вперед". Интервью с Й.Блашко

Интервью с HR-директором "Бритиш Американ Тобакко" Й. Блашко

Что вы думаете о российском персонале? Как он отличается от людей, с которыми вам приходилось работать раньше?
- Я думаю, что на индивидуальном уровне больших отличий не существует. Россия проходит сейчас через период развития и модернизации на экономическом и структурном уровне, но в процессе развития можно видеть, что люди в России очень образованны, они могут быть гибкими, обладают хорошими языковыми навыками, и это отличная основа для развития и продвижения вперед. Различия, безусловно, существуют на уровне корпоративной культуры, в том, как российские компании управляются сегодня, но мне кажется, что это проблемы становления, которые будут разрешены со временем. На мой взгляд, Россия со многих точек зрения уже очень европейская страна.

О каких же различиях в корпоративной культуре идет речь? Как вам удается их сгладить?
- На этот вопрос непросто ответить. Мне кажется, российская идеосинкразия проистекает из переходного периода, из существования традиционных, еще советских принципов управления и формирования новых, если можно так выразиться, международных. Одним из наиболее очевидных, бросающихся в глаза различий, и об этом говорили мне и мои коллеги, является соревновательный, конкурентный характер отношений в коллективе, чего нельзя встретить на Западе. Здесь существует явная внутренняя конкуренция, задействованы эмоции, ведутся дебаты, что, в общем-то, неплохо. Я также думаю, что в России существуют огромные возможности для тимбилдинга, потому что из личного опыта я знаю, что создание конструктивной, сотрудничающей команды находит в людях очень живой отклик. Поэтому я считаю, что все понятия, которые мы традиционно ассоциируем сегодня с "западной" системой управления человеческими ресурсами - работа в команде, лидерство, продвижение внутренних кадров, корпоративный стиль, корпоративная культура, - все эти вещи найдут и уже находят свое применение в "российской" системе управления кадрами.

Какова рекрутинговая политика вашей компании? Трудно ли вам подбирать персонал, отвечающий вашим требованиям? Пользуетесь ли вы услугами кадровых агентств?
- В 2003 году мы наняли 452 человека в 88 городах по всей России, примерно столько же и в предыдущие годы, и в последующие, поскольку наш бизнес растет и расширяется, в том числе и географически. Да, рекрутмент представляет определенные проблемы, и мы используем в этой работе кадровые агентства. Можно сказать, что наш опыт работы с ними разнится в зависимости от того, в каком регионе и какой персонал мы набираем. Очевидно, что если в Москве искать высококвалифицированного талантливого маркетолога, это достаточно сложно, поскольку за таких специалистов сейчас развернулась нешуточная борьба и многие компании ищут в людях примерно одинаковые качества. С другой стороны, услуги и инфраструктура кадровых агентств значительно больше развиты здесь, чем в регионах, и их знание рынка также уступает столичному. Поэтому найти людей там проще, проблема состоит в том, чтобы убедиться, что найденный человек - именно тот, кто тебе нужен.


Продолжение читайте в печатной версии журнала