Динамические аспекты управления знаниями. Е.Моргунов, Е.Бугай

Е. Моргунов, Е. Будай

Сами того не замечая, мы постоянно находимся в потоках информации и знаний. Значительная доля этих потоков приходится на средства массовой информации. Не меньшим удельным весом обладают и потоки, перемещающиеся вокруг наших рабочих мест. Что-то из этих потоков "в одно ухо входит, а из другого выходит", но наиболее близкие нам по характеру нашей деятельности знания все же остаются в нас и в той или иной мере оказывают влияние на то, что и как мы делаем. Все знания, касающиеся деловой сферы, принято считать объектом достаточно устоявшейся дисциплины, именуемой "управление знаниями". Ее цель состоит в том, чтобы повысить эффективность восприятия и использования соответствующего потока информации и знаний в жизни организации. И это повышение эффективности должно быть общеорганизационным, поскольку современных капитанов производства не устраивает, что обычно знания распространены в организации неравномерно: кто-то знает и умеет многое, а большинство сотрудников довольствуется "крохами". Это самое большинство может тормозить конкурентоспособность фирмы, делать ее негибкой и отсталой.

МЕЖОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОТОКИ ЗНАНИЙ


Межорганизационные потоки касаются перемещения знаний от одной организации к другой и являются важными источниками появления инноваций. Полезно различать стихийные и контролируемые межорганизационные потоки знаний. К первым можно отнести профессиональную и рабочую мобильность трудоспособного населения, которую трудно, хотя и возможно контролировать. Ко вторым имеют непосредственное отношение процедуры маркетинга, бенчмаркинга, экономической разведки, а также практика создания особых нучно-технологических зон, наукоградов и технопарков.
Идеи, очевидно, часто становящиеся материальной силой, но, как правило, не обладающие материальной составляющей, наименее пространственно ограничены по сравнению со всеми другими видами экономической деятельности. Они невесомы, поэтому их распространение ограничено только качеством и доступностью коммуникаций. Поскольку идеи одновременно могут быть и входом, и выходом для своего собственного производства, их локализация не определяется ни пространственным расположением сырья, энергии и труда, ни спросом и рынком. В сравнительном анализе наций, опубликованном в журнале "Промышленность и торговля" еще в 1920 году, классик менеджмента Альфред Маршалл заметил, что экономическая активность расширяется в регионах с богатой "атмосферой" идей. Такие регионы исторически складывались стихийно, в зависимости от особенностей конъюнктуры рынка. Однако уже в середине прошлого века начали предприниматься попытки поставить межорганизационные потоки знаний под контроль государства, прежде всего, в связи с реалиями второй мировой войны. Данная политика нашла свое воплощение за океаном в так называемой Силиконовой долине, где преимущественно расположены научные центры и компании, очень успешно занимающиеся высокими технологиями. В СССР в 50-е годы прошлого века была сделана аналогичная попытка. Сначала в Подмосковье появился г. Зеленоград, который стал центром отечественной электронной промышленности. Появилась плеяда академгородков, где преимущественно концентрировались научно-технологические учреждения, сотрудники которых работали в области естественных и технических наук. В настоящее время работает государственная программа создания наукоградов. Пока их семь, но практически ежегодно к их числу присоединяются все новые города, известные своими достижениями в различных областях науки и техники. Идея, питающая создание подобных региональных объектов, проста. Она состоит в том, чтобы сначала помочь в интенсификации процесса обнаружения новых знаний, а затем облегчить знаниям процесс межорганизационного перемещения в заданных государством границах. При этом было крайне желательно, чтобы перспективные знания преждевременно "не просочились" за границу наукограда, а уж тем более государства.


Продолжение читайте в печатной версии журнала