Еще раз о профессиональных качествах, необходимых рекрутеру. Е.Бурякова

Е. Бурякова, менеджер по персоналу, тренинг-менеджер

Статья Виктории Добржицкой "Небожители службы персонала" в журнале "Управление персоналом" N 11 за 2003 год ознаменовала новый поворот в развитии работы с персоналом. К сожалению, нечасто на страницах нашей прессы встречаются мысли, что соискатели, приходящие на вакантные места, не просители, а специалисты, выбирающие работу, составляющие свое мнение о компании-работодателе, которое может повлиять ее на имидж. Менеджерам по персоналу достаточно часто приходиться сталкиваться с разочарованием соискателей и даже коллег, обращающихся в кадровые агентства, после собеседований с рекрутерами. Основное недовольство вызывает невнимание к пожеланиям, которые человек хотел бы исполнить с помощью новой работы, и невыполнение рекрутером взятых на себя обязательств. Нет сомнений, что работа рекрутера сложна и зачастую неблагодарна, количество вложенных сил часто превосходит полученный результат, но внимание к специалистам-соискателям - это необходимое условие эффективной работы рекрутера.
В периодической литературе внимание к теме "Каким должен быть рекрутер" не ослабевает, и это вполне оправданно, ведь почти каждый когда-либо сталкивается с проблемой поиска работы и надеется, что в это время ему встретится профессионал и поможет найти такую работу, где есть шанс реализовать свой потенциал и удовлетворить свои потребности.
А что является психологическими условиями эффективности работы рекрутера? Рекрутер получает установку на работу от своего непосредственного руководителя, взаимодействует с работодателями и соискателями и обязательно привносит в работу собственные личностные особенности.

Поэтому, пытаясь получить более объемную картину, есть смысл опрашивать не только самих рекрутеров, но и их руководителей, соискателей и работодателей, взаимодействовавших с кадровыми агентствами.
Общими усилиями опытных менеджеров по персоналу были выделены 10 профессионально важных для рекрутера качеств (ПВК), которые в дальнейшем ранжировались в порядке значимости рекрутерами, их руководителями, обращавшимися к ним работодателями и соискателями (см. таблицу). Сопоставляя полученные результаты, видно, что мнения рекрутеров, их руководителей, работодателей и соискателей совпадают при оценке таких ПВК рекрутеров, как умение соотнести способности кандидата и потребности вакансии и знание рынка труда и сути работы специалистов. Этим качествам все рекрутеры, руководители агентств, работодатели и соискатели присудили самые высокие баллы. Следовательно, можно говорить о том, что вышеназванные ПВК являются самыми значимыми для эффективной профессиональной деятельности рекрутеров. Работодатели, рекрутеры, руководители связывают эффективность работы рекрутеров со способностью удовлетворить потребности работодателей. Также значимым качеством все испытуемые признали высокий уровень интеллекта, уравновешенность и стрессоустойчивость. Однако такие ПВК, как умение сопереживать кандидатам или знание трудового законодательства, все группы испытуемых оценили как не имеющие большого влияния на эффективность профессиональной деятельности рекрутера.


Продолжение читайте в печатной версии журнала