Маркетинговые стратегии иностранных производителей. Ю. Иванов, Е. Гаврилова, А. Асмолов.

Автор: С. Пашутин

Совместными усилиями иностранных производителей и российских дистрибьюторов отечественный фармрынок в стоимостном выражении на 72% заполнен импортной продукцией. Причем иностранные поставщики предпочитают не миссионерскую деятельность, а прямые экспортные поставки из-за рубежа, хотя и заявляют о своих намерениях перенести или разместить производство медикаментов в России. Реально их декларации ограничиваются только монтажом фасовочно-упаковочных производств, фактически зарубежные фармкомпании подстраиваются под перманентные изменения российского налогового и таможенного законодательства, выбирая каждый раз наиболее выгодные способы освоения рынка. Их можно понять, поскольку инвестиции – это не благотворительность, а способ извлечения прибыли с использованием из всех вариантов наиболее прибыльного и экономически целесообразного. Чего ради создавать всю стоимость в непредсказуемой стране, если есть отработанные традиционные схемы поставок медикаментов с уже построенных современных заводов в благополучных государствах? То есть крупным международным корпорациям это невыгодно: их производственных мощностей вполне достаточно, чтобы закрыть потребность России в препаратах. Таким образом, открытие площадок на российской территории обернется недозагруженностью собственных мощностей за рубежом.

Но самое главное – это наличие гарантированного сбыта, то есть достаточного объема продаж, чтобы полностью загрузить производственные мощности построенного завода для экономического оправдания вложенных средств. Однако емкость российского лекарственного рынка, в том числе и по причине низких доходов населения, относительно невелика, а по потреблению медикаментов на душу населения – в два с половиной раза меньше даже по сравнению со странами Восточной Европы (38 долларов против 100), в фарминдустрию которых инвесторы и вкладывают сейчас серьезные деньги. (Для примера: среднедушевое потребление медикаментов в США, Франции и Германии составляет $654, $349 и $298 соответственно. Правда, следует иметь в виду одно немаловажное обстоятельство – в развитых странах значительная часть стоимости медикаментов покрывается за счет различных страховых программ, фондов, дотаций, тогда как в России отмечен самый высокий уровень личных затрат граждан на покупку лекарств). Именно емкость фармрынка, а не количество потенциальных потребителей подогревает инвестиционный интерес. В этом как раз и заключается вся проблема: завод может выпускать гораздо больше, чем нужно для внутреннего потребления, а переориентировать часть продукции для реализации в третьих странах заведомо убыточно из-за высокой себестоимости производства в условиях России.\