Управление работниками знаний. В.Оськин

Ровно треть века назад в своей книге "Фабрики мысли" Пауль Диксон рассказал людям об отличительных чертах грядущего, о явлениях и тенденциях, зреющих в американском обществе того времени. Эти черты будущего уже латентно присутствовали в жизни, но их никто не анализировал, их не замечали. Политикам и бизнесменам того времени необходимо было предвидеть новые веяния, от которых зависит будущее. Диксон проанализировал много фактов, собрал результаты других исследователей, рассказал о прикладной футурологии и институтах изучения будущего. Такая информация, по его мнению, должна была помочь обозначить в будущем реальные цели, поставить конкретные разрешимые задачи, назначать сроки их достижения и выполнения.
Тот, кто интересуется новыми знаниями в области управления персоналом и применяет их на практике, активно изменяет общество. Читатели журнала "Управление персоналом" - как раз такие значимые люди, от которых зависит будущее нашей страны.
Для них сегодня наш журнал и открывает рубрику "Что день грядущий нам готовит?".
В ней мы, привлекая носителей новых знаний, лидеров, теоретические школы, ассоциации, институты и терминологию, т.е. все атрибуты зрелой, интеллектуально развитой части общества, постараемся увидеть черты будущего, уже латентно присутствующие в нашей жизни.
Итак, на вопрос "Что день грядущий нам готовит?" первым ответом будет:

В. Оськин

По мнению буржуазных экономистов...


В советское время такая фраза была в ходу и могла предварять любую нелепицу. Но советская пропаганда никогда не использовала интереснейшие исследования буржуазных ученых - экономистов и социологов, которые действительно предвидели и прогнозировали серьезнейшие изменения в капитализме. Речь шла о появлении через десятилетия новых социально-экономических отношений, о посткапиталистическом обществе. Мы в России, отказавшись от "развитого" социализма и стремясь быстренько построить "развитой" капитализм, часто не видим, что выбранная нами цель для большой части развитого мира уже устарела. Пришло другое время. Изменения, происходящие в современной российской экономике, как части глобальной мировой экономической системы, уже имеют черты завтрашнего общества. Пренебрегать их влиянием на развитие коммерческих организаций сегодня недальновидно. Завтра это будет уже недопустимо и приведет к краху "слепых к будущему" компаний.
Для того чтобы разглядеть наше будущее, посмотрим повнимательнее на прошлое.
США. В середине прошлого века Питер Фердинанд Дракер - признанный патриарх современного менеджмента - изучал новую экономическую категорию - работников знаний, которые становятся все более значимыми в промышленности. Материальное производство ХХ века становилось вторичным по отношению к производству информации и знаний. Вследствие этого происходили значительные перемены в структуре занятости. Основной производственной силой постепенно становились работники знаний, занимая место, ранее принадлежавшее индустриальным работникам или крестьянам. Он предвидел, что они, эти knowledge workers, через несколько десятилетий станут главным производственным фактором в США, а может быть, и во всем мире. Работники знаний, они же интеллектуальные сотрудники, действительно стали самой мощной производственной силой начала XXI века.
В своей книге "Постэкономическое общество", изданной 11 лет назад, Дракер расчленяет 300-летнюю индустриальную историю человечества на три периода развития или, как он говорил, на три революции.

Промышленная революция


1700 - 1900 гг. Эти 200 лет он назвал промышленной революцией, сущность которой заключалась в том, что знания стали активно распространяться за стены лабораторий, университетов, академий и монастырей. Люди начали активно применять знания, создавая на их основе новые технологии, товары и производственные процессы. В первые полвека этого этапа сформировалось само слово "технология". В нем содержится греческое слово techne, т.е. умение, навык, секреты ремесла, и "логия", т.е. организованное, систематизированное, целенаправленное знание. Вплоть до 1700 года и даже позднее в английском языке понятие "ремесло" обозначали словом "mystery" - дословно "таинство". Во-первых, потому что человек, овладевший секретами того или иного ремесла, давал клятву не раскрывать их. Во-вторых, потому что ремесло было недоступно тому, кто не прошел обучения у мастера и не перенял на практике его тайн. Снятию "мистической вуали" с ремесла содействовало появление первых технических учебных заведений. В 1747 году открылась Школа мостов и дорог во Франции; в 1770 и 1776 гг. - Школа сельского хозяйства и Школа горного дела в Германии. В 1794 году был основан первый технический университет - Политехническая школа во Франции.
Кстати, наша страна, так же как и сейчас, стремительно развивалась, догоняла Европу, обогащая свою бурно растущую промышленность немецкими, швейцарскими, английскими изобретениями, научными идеями, готовыми приемами и методами работы. Петр I всей своей неуемной энергией способствовал этой "наукоемкой" прививке российским судостроению, металлургии, строительству и другим отраслям отечественной промышленности. Император направлял за границу для обучения дворянских детей, причем каждый их них должен был взять с собой в Европу и содержать за свой счет двух молодых людей для обучения ремеслам: столярному, слесарному, литейному, инструментальному. В 1715 году Петр I создал инженерную школу, в 1724 году заложил основы высшего образования, издав указ об основании академии, одной из задач которой была подготовка технически образованных людей. Кроме того, уже в начале XVIII века в России существовала государственная программа создания Петровских специальных школ для обучения профессиям. Например, при горных заводах появились школы, которые готовили квалифицированных рабочих и техников. А в раскольничьих скитах имелись частные школы, в которых ремесло преподавали "мастерицы". Первый технический университет в России - Московское высшее техническое училище - был учрежден в 1830 году. Но о российских успехах в профессиональном образовании XVIII века Дракер в своей книге не упоминает.


Продолжение читайте в печатной версии журнала