Некоторые аспекты законодательства и состояния законности в сфере трудовых прав женщин. А.Макашева

А.Ж. Макашева, старший научный сотрудник НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ

  • Нормы по охране труда женщин
  • дополнительные гарантии занятости женщин

Целью правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений является создание благоприятных и справедливых условий труда, обеспечивающих равенство прав и возможностей работников, в т. ч. право каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на ограничение рабочего времени; предоставление ежедневного отдыха, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; на заработную плату, позволяющую вести достойное человека существование ему самому и его семье, и др. Именно соблюдение принципа равенства при установлении государственных гарантий трудовых прав и свобод требует дифференциации норм, регулирующих труд отдельных категорий работников. Критерии дифференциации при этом могут быть самыми разными - отраслевой, территориальный, половозрастной и др. Правовая регламентация труда может зависеть от специфики, статуса работодателя или работника, характера трудовой связи, способа организации работ и иных факторов.
Необходимость учета указанных обстоятельств привела к установлению специальных норм права, частично ограничивающих применение общих правил по тем же вопросам в отношении одних работников, либо норм права, устанавливающих дополнительные гарантии для других. Наличие таких норм, сгруппированных в зависимости от оснований их принятия, обусловило необходимость их закрепления в Трудовом кодексе Российской Федерации в виде самостоятельного раздела XII "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников".
Трудовой кодекс объединил в особую группу субъектов трудового права женщин и иных лиц с семейными обязанностями. Термин "лица с семейными обязанностями" заимствован из Конвенции МОТ N 156 (1981) "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями", ратифицированной Россией в 1998 г.
Названная конвенция не является единственным источником международного права, регулирующим труд женщин.
Так, закрепляя в ст. 6 признание права каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый ООН 16.12.1966 г., подчеркивает необходимость принятия участвующими государствами мер по особой охране матерей в течение разумного периода до и после родов с предоставлением работающим матерям оплачиваемого отпуска по беременности и родам. Широкая помощь признается необходимой и для семьи, особенно в период, когда на ней лежит ответственность и забота о несамостоятельных детях и их воспитании (ст. 10 Пакта).
Приведенные положения Пакта получили дальнейшее развитие и конкретизацию также в ратифицированной Россией Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979).
Обязательность установления дополнительных гарантий для женщин (и среди них беременные женщины; женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет; одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет, а инвалида - до 18 лет; женщины, работающие в сельской местности) обусловлена, во-первых, необходимостью усиленной государственной защиты женщины от дискриминации в сфере труда, во-вторых, физиологическими особенностями женского организма и, в-третьих, репродуктивной функцией женщины.


Продолжение читайте в печатной версии журнала