Стратегическое управление современной организацией. А. Лапин.

Автор: А. Лапин

3.2.6. Особенности конкуренции –
сети и Интернет

Кто владеет информацией – тот владеет миром.
Билл Гейтс

Техника дойдет до такого совершенства,
что человек сможет обойтись без себя.
Станислав Ежи Лец

В п. 3.1.1 отмечались такие тенденции, как развитие коммуникаций и формирование сетевых виртуальных организаций. В связи с этим активно разгорается дискуссия о том, существует ли понятие отрасли как таковой в современном мире. В первую очередь упоминают две взамосвязанные тенеденции – развитие коммуникаций и, как следствие, развитие субподрядных работ и снижение конкуренции за счет более простого доступа к информации.

М. Портер считает, что развитие современных информационных технологий, в том числе Интернета, не меняет сущности отношений между компаниями в отрасли и между отраслями, а только вносит некоторые особенности в них. Он рассматривает Интернет как один из элементов инфраструктуры. Эти особенности можно просмотреть на предложенной ранее модели пяти сил.

Давление поставщиков
– Интернет увеличивает возможности как поставщиков, так и потребителей для более широкого поиска возможного партнера, поэтому их конкурентные отношения в этом смысле уравновешиваются.
– Интернет позволяет поставщикам лучше просматривать всю цепочку до конечного потребителя, давая тем самым дополнительные рычаги для общения с потребителем.
– Развитие электронных рынков и логистики дает всем компаниям равный доступ к поставщикам и приводит к более стандартизированным поставляемым продуктам, что снижает дифференциацию.
– Снижение входных барьеров и стремительный рост вертикальной интеграции ведет к усилению поставщиков.

Давление потребителей
Интернет:
– снижает возможности давления со стороны каналов продвижения;
– усиливает возможности давления со стороны конечных потребителей;
– снижает издержки при переходе на использование продукции других поставщиков.