Как управлять персоналом с помощью IT-технологий? Е.Коннова, А.Огнев

Генеральный директор Центра "Аспект" Коннова Е.Б., исполнительный директор Центра "Аспект" Огнев А.С.

Сейчас уже нет особой нужды доказывать неизбежность активного вторжения IT-технологий во все звенья современного менеджмента. Но далеко не так очевидно, что именно они могут дать в плане повышения эффективности работы с персоналом. Более того, становится понятным, что без детального анализа таких возможностей и их активного использования внедрение IT-технологий нередко превращается в еще один источник огорчений и разочарований. Возьмем, например, практику внедрения современных ERP-систем (Enterprise Resource Planning). Если внедрение ERP-системы не сопровождается соответствующей перестройкой технологии работы руководителей всех уровней со своими подчиненными, то вместо мощного средства планирования и управления производственными ресурсами предприятие в лучшем случае получит очень дорогой и громоздкий инструмент учета и отчетности.
Тогда возникает вопрос: что именно должно встраиваться в технологию работы руководителей всех уровней со своими подчиненными? Наряду с ним следует понять, как будет видоизменяться деятельность службы по работе с персоналом, которая должна обеспечить системность и конструктивность подобных преобразований. В качестве развернутого ответа на эти вопросы приведем несколько реальных результатов, полученных нашими клиентами в ходе внедрения ими различных IT-технологий в производственной сфере с параллельной перестройкой всей системы управления персоналом.
Первое, что отмечается нашими клиентами с неизменным постоянством, - это операциональное описание в ходе внедрения бизнес-процессов в организации. Для этого каждому руководителю приходится предельно конкретизировать, что именно должен делать каждый из его подчиненных, какие операции должен выполнять, какие результаты обязан получить, что, как, когда, кому и в каком виде предоставить. В итоге у службы по работе с персоналом должны появиться функционально-ролевые описания должностей с указанием объективных критериев оценки результатов выполнения всех ключевых операций. В соответствии с таким описанием служба по работе с персоналом впредь должна проводить отбор претендентов на ту или иную должность, аттестацию действующих сотрудников, первичное обучение и переподготовку кадров.
С учетом определенной таким образом квалификации сотрудника его непосредственные руководители должны будут определять характер сложности поручаемых ему работ. При этом каждый руководитель будет обязан так оптимизировать процесс распределения заданий, чтобы по максимуму использовать возможности своих подчиненных. В этом случае становится более реализуемым пожелание "не забивать микроскопом гвозди". В итоге у сотрудников появляется дополнительный стимул повышать свою квалификацию, так как в противном случае обоснованное поручение ему более простых задач неизбежно будет сказываться и на суммарном заработке.


Продолжение читайте в печатной версии журнала