400 крупнейших предприятий России. Проект РБК. Рейтинг http://rating.rbc.ru/

Автор: Проект РБК. Рейтинг http://rating.rbc.ru/

В следующих номерах мы продолжим публиковать эксклюзивное интервью  с руководителями крупнейших компаний России. С одной целью – понять насколько тяжела эта ноша ответственности за крупный бизнес, каковы слагаемые успеха и т.д.

К сожалению, по сравнению с рейтингами мировых лидеров сырьевой фонд выглядит очень удручающе: чуть не 90% российского «крупняка» – это нефтяники, энергетики, добытчики редких металлов и т.д. по цепочке. Машиностроение на их фоне выглядит крайне бледно и мелко. В отличие от зарубежных грандов, где наряду с сырьевиками, зачастую опережая их, лидируют высокотехнологичные компании, «айтишники», продуктовые гранды, сфера услуг.

В каком направлении будет развиваться мировая российская экономика, как ее придаток, видимо, трудно понять, пока еще никому из великих ученых не удалось хотя бы чуть-чуть угадать направление развития. Никто из великих фантастов-ученых прошлого, типа Вольтера, Маркса, не говоря уже об их практических последователях, не смог это сделать. Все случилось ровно до наоборот: эксплуатация трудящихся мутировала в заботу о развитии персонала, производство переместилось в третий мир, а IT-технологии – это вообще отдельная тема. И крупным компаниям, с одной стороны, легко плыть по течению, а, с другой стороны, они очень тяжелы при глобальных изменениях.
Очень стремительно в когорту крупнейших компаний ворвались только три категории бизнеса: телекоммуникации, производство пива, банки.

«Вымпелком» и МТС стремительно обошли когда-то единственную компанию «СС» за счет колоссальных технических и финансовых вливаний зарубежных монстров. Финансовые гиганты образовались в России путем слияния и поглощения. Чего не скажешь о концерне «Калина», который вошел в когорту великих, в основном благодаря агрессивному вхождению на рынок косметической продукции, став лакомым кусочком для поглощения западными косметическими компаниями. Оборотная сторона медали – очень жесткая дисциплина внутри этой компании, о чем нам рассказывали некоторые кадровые агентства. «Пивники» – отдельная тема российского бизнеса. Там есть все и слияния, и поглощения, и мощная дистрибуция, и умелая раскрутка брэндов.

В этом рейтинге вы найдете сиротливо стоящий ГУМ, Казанский вертолетный завод и Аптечную сеть 36.6. Честно говоря, мы не совсем уверены в итоговых цифрах оборота некоторых новых компаний, поскольку явно просматривается их желание «накрутить», всеми правдами и неправдами, свои валовые обороты и тем самым стать интересными на рынке акций.