Проблемы страхового бизнеса в России. Интервью с Н.Вагиной, А.Кобецом, П.Иванушко

Интервью с Н.В. Вагиной, начальником управления развития страховой компании "Северная казна", членом правления

Сегодня заметной тенденцией в страховом бизнесе стало усложнение страховых продуктов. Как в этой связи изменяются требования к персоналу страховых компаний? Какие качества персонала становятся жизненно важными?
- При приеме на работу в страховую компанию всегда были особые требования к персоналу: образование, коммуникабельность, обояние и обучаемость. Особое внимание всегда уделяется именно умению общаться с людьми, правильной, грамотной речи, способностью быстро привыкать к изменениям.

По каким основным критериям клиенты выбирают ту или иную страховую компанию?
- На первом месте при выборе компании стоит надежность, затем региональность (люди хотят иметь дело с местной страховой компанией), на третьем месте раскрученное имя и долгое время существования на рынке. Вопрос цены стоял на четвертом месте, на пятом месте был опыт друзей, знакомых и личный опыт.

Крупные страховые компании начинают активно использовать в своем бизнесе Интернет-технологии, что позволит, по их мнению, сделать, например, прозрачными взаимоотношения страхователя и страховщика, уменьшит трудозатраты по обслуживанию договоров страхования и др. Как вы оцениваете это направление страхового бизнеса?
- Первым этапом мы начали работать по ОСАГО, а затем и по другим видам. При работе было выявлено много положительных факторов как для клиентов, так и для страховой компании. Удобство для клиента, что он может сделать выбор, рассчитать стоимость страховки и оплатить полис не выходя из дома или офиса, получить его без очередей и траты времени. Для страховщика удобство в получении дополнительного числа клиентов, возможность планировать свое рабочее время и использовать высвободившееся на работу с другими потенциальными клиентами.

Какие изменения на рынке страхования можно ожидать после того, как Россия станет полноправным членом Всемирной торговой организации? Какие новые специальности страхового бизнеса будут востребованы?
- В связи с введением закона об обязательном страховании гражданской ответственности рынок страхования находится в процессе перестройки и выходит на абсолютно новый виток развития. В связи с этим (уже и без вступления в ВТО) работа в страховом бизнесе становится более популярной и престижной. Кадры требуются, но хорошие кадры очень сложно найти. Всегда были и будут востребованы специалисты, которые легко изменяются, могут обучаться, стрессоустойчивы и готовы много работать, т.к. работы в страховых компаниях много, она разнообразна и интересна.

Работали ли вы с КА? Плюсы и минусы?
- Иногда мы прибегаем к работе с КА. Но это больше связано с поиском специалистов для филиалов вне г. Екатеринбурга. Плюсы в том, что нашим специалистам приходится подключаться только на моменте собеседования. КА проводит первичную работу, связанную с поиском, анкетированием и тестированием претендентов. После полученных выводов на собеседование в компанию приглашаются только те, кто успешно прошел данный этап в КА.

Какой средний срок работы персонала вашей фирмы?
- У нас очень низкая текучка кадров. Люди, которые приходят в компанию, работают долго и растут вместе с ростом компании. Есть новые люди, которых мы начали набирать на работу в связи с ОСАГО, и мы надеемся, что они плавно вольются в наш коллектив.

Как вы мотивируете персонал?
- У нас разработана система мотивации сотрудников, как материальная, так и моральная. Материальная система зависит от выполнения плановых показателей и финансового результата компании, а кроме этого, от выполнения работ сверх должностной инструкции, участия в рабочих группах и получения категории в результате ежегодной аттестации. Наши сотрудники имеют возможность участвовать в различных конкурсах, проводимых в компании, а также имеют ряд социальных гарантий, которые завязаны на стаж работы в компании. Все сотрудники компании принимают участие в принятии важных решений, разделяют ценности компании.

Насколько, по-вашему, эффективен менеджмент страховых компаний? Не ощущаете ли вы здесь дефицита профессиональных руководителей?
- В нашей компании очень сильная управленческая команда. Но в то же время в связи с постоянным расширением сети филиалов и отделений, которые занимаются прямыми продажами, очень трудно найти руководителей подобных подразделений. В связи с тем, что помимо знания страховых продуктов, этот человек должен быть хорошим организатором, уметь делать экономические расчеты, формировать бюджет подразделения, руководить людьми и осуществлять прямые продажи. Руководитель продающего подразделения должен уметь передавать свой опыт другим и постоянно поддерживать агентов и сотрудников в их непростой работе.


Продолжение читайте в печатной версии журнала