Человеческий капитал в страховании важнее финансового. Интервью с А.Коваль

А. Коваль, президент Всероссийского союза страховщиков, депутат Государственной думы РФ

Интересна ваша оценка рынка страхования в России: проблемы, основные тенденции, перспективы.
- Страхование в России развивается достаточно быстрыми темпами, существенно опережая многие отрасли экономики и темпы роста валового внутреннего продукта. За 9 месяцев 2003 года страховые премии превысили 340 млрд рублей, что на 53,9% больше аналогичного показателя прошлого года. Страховые выплаты увеличились на 49,4% и составили 182,8 млрд рублей. Оборот страховой отрасли составляет 3% ВВП. В Концепции развития страхования в России отмечается, что данный показатель в 2007 году должен увеличиться до 5% ВВП.
Дальнейшее развитие страхования в России связано с решением ряда ключевых проблем, в частности, созданием налоговых льгот по долгосрочному страхованию жизни и личному страхованию, консолидации страхового рынка и формировании положительного имиджа страховой отрасли.
Несомненно, положительно сказалось на показателях деятельности и введение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В то же время этот закон был отрицательно воспринят многими автовладельцами, что сказалось и на их отношении к страхованию в целом.
С решением в том числе и этих проблем связаны основные направления деятельности Всероссийского союза страховщиков на ближайшие два года. В частности, необходимо уделить повышенное внимание формированию законодательной базы по страхованию, окончательной консолидации страхового сообщества, формированию положительного имиджа страховщика.

Насколько, по-вашему, эффективен менеджмент страховых компаний? Не ощущаете ли вы здесь дефицита профессиональных руководителей?
- С одной стороны, показатели ежегодного прироста оборота страховой отрасли позволяют говорить о существенном росте активности страховых компаний и, следовательно, их менеджмента. С другой - в зависимости от целей конкретной компании эффективность менеджмента может определяться различными показателями, например, прибылью, оборотом, сокращением издержек и прочими фактами.
Впрочем, определенный дефицит в страховании менеджеров, особенно среднего звена, имеет место. Ведущих специалистов по направлениям страхования не очень много, и мы можем наблюдать их переход из одной компании в другую.
Впервые с 2004 года новая редакция Закона "Об организации страхового дела в РФ" вводит квалификационные требования к руководителям и главным бухгалтерам страховых компаний - экономическое образование и 2-летний стаж работы в страховании.
Свой отпечаток накладывает и отсутствие по экономическим дисциплинам специальности "Страхование", существует лишь специализация в рамках специальности "Финансы и кредит".

Какие изменения на рынке страхования можно ожидать, после того как Россия станет полноправным членом Всемирной торговой организации? Какие новые специальности страхового бизнеса будут востребованы?
- Во-первых, после вступления России во Всемирную торговую организацию могут быть введены определенные квалификационные требования для персонала страховых компаний, но мы видим, что для руководителей и главных бухгалтеров они уже введены с этого года.
Во-вторых, вступление в ВТО предполагает появление иностранных страховых компаний на нашем рынке. Приход иностранцев справедливо привнесет более развитые технологии и более высокую заработную плату. Поэтому можно прогнозировать переход части квалифицированного персонала в иностранные страховые компании, что несколько обострит дефицит кадров, но и предъявит к ним новые требования по навыкам и знаниям и не только в области страхования.

Сегодня заметной тенденцией в страховом бизнесе стало усложнение страховых продуктов. Как в этой связи изменяются требования к персоналу страховых компаний? Какие качества персонала становятся жизненно важными?
- Страхование является уникальной отраслью экономики, в которой важно не только досконально знать страховое дело, но и иметь представление, иногда и достаточно глубокое, по смежным специальностям. Например, многие специалисты по добровольному медицинскому страхованию помимо экономического имеют и медицинское образование, по страхованию крупных промышленных объектов - экономическое и техническое образование. Появление комплексных продуктов требует расширения диапазона знаний у страховых специалистов.
Вместе с тем страхование - это услуга, которая неразрывно связана с тем персоналом, который ее оказывает. На первый план выходят психологические моменты: умение разговаривать со страхователем, выявить его заботы, предложить адекватный страховой продукт. Многие страховые компании сегодня понимают, что помимо уставного (финансового) капитала для успешной работы необходим соответствующий и человеческий потенциал, который иногда, может быть, даже более важен.


Продолжение читайте в печатной версии журнала