Лидерство в высшем образовании. Е.Борисова

Е.Р. Борисова

Установление потребности заинтересованных сторон


С помощью системы менеджмента качества, системы сбалансированных показателей (включая стратегический компонент видения) и идентифицированных требований заинтересованных сторон каждый вуз сможет определить свое место в настоящем и свое положение в будущем, а также установить те процессы, которые позволят достичь этого за счет постоянного совершенствования.
Поскольку вуз является специфической организацией, необходимы дополнительная адаптация общепринятых методологий менеджмента и учет факторов, существенно характерных для некоммерческих организаций. Специфическими особенностями организаций могут быть, во-первых, такие: вуз является "замкнутой окружающей средой", и, во-вторых, наличие профессиональной бюрократии и одновременно высокоинтеллектуального персонала. Поэтому установление и достижение целей вуза невозможно без явного и неформального принятия участия всех заинтересованных сторон в разработке и поддержании стратегического плана развития вуза. При этом если профессорско-преподавательский состав не начнет воспринимать эти интересы с учетом своих собственных, то "вуз останется и ныне там".
Системы менеджмента качества каждого конкретного вуза будут различаться по сути: по целям и по процессам достижения этих целей, которые в огромной степени зависят от видения вузом своего будущего. Эффективность систем менеджмента качества будет достигнута тогда и только тогда, когда система менеджмента качества внедряется применительно к полному образовательному проекту (например, проектом может считаться группа студентов, принятая на определенную специальность), точно определены заинтересованные стороны и их потребности (требования), установлены эффективные каналы связи посредством информационной системы управления и, главное, при наличии сильного лидерства, преданного всеобщему менеджменту качества.
Важнейшим рыночным свойством любой услуги является соотношение цены и качества. Конечно, высказывания о том, что "многие вузы работают на демпинговых ценах, совершенно не позволяющих вести качественное образование", в определенной мере справедливы. Необходимо определить характеристики хорошего образования в данных рыночных условиях по данной стоимости обучения. Многие негосударственные вузы, стремясь завоевать свое рыночное положение, вынуждены в начале своей деятельности идти на демпинговые цены. Отметим, что такую политику вынуждено проводить, как правило, любое (!) новое как коммерческое, так и некоммерческое предприятие, чтобы занять свою нишу на рынке. Если бы это было по-другому, то бизнес бы остановился. И еще. Лозунг "Невозможно обеспечить высокое качество образования по низкой цене" попробуйте объяснить родителям и студентам. Никакие заклинания относительно того, что качество образования сложное понятие, не приведут к повышению этого самого качества, если только его все-таки не определить посредством процедуры идентификации требований.
Однако, сравнивая аналогичную ситуацию в высшем образовании за рубежом, можно увидеть обратную картину. В начале 90-х годов в Америке конкуренция между государственными и негосударственными вузами возросла, поскольку, благодаря поддержке государства, первые предложили более низкую стоимость обучения.
Изучить требования рынка труда практически невозможно, поскольку нынешняя тенденция в образовании состоит в индивидуализации подготовки специалиста. Хорошо известно, что попытки дать оценки типа "средний мировой уровень" или "высший мировой уровень" остались уже в социалистическом времени России.
Наиболее современным методом позиционирования себя на рынке является методика, известная как "бенчмаркинг" и представляющая собой систематический, непрерывный процесс идентификации, определения, измерения, сравнения, изучения, адаптации и применения лучших методов через внутреннюю и внешнюю оценку организации с тем, чтобы достижение более высоких результатов было возможно.
Идея бенчмаркинга состоит в сравнении себя и своих рыночных показателей с совершенно конкретной продукцией (услугой) конкретного производителя (университета).
Бенчмаркинг позволяет вузам определить их сильные и слабые стороны с тем, чтобы совершенствование деятельности организации было осуществлено эффективно и результативно. Определение критических факторов успеха ускорит процесс достижения заданных вузом целей.
Потребности вузов могут быть выражены и не только в области качества подготовки специалистов. У вуза тоже должны быть миссия, цели, политики и т.д., как и у любого хорошего коммерческого предприятия.
Опираясь на модельное представление движущих сил (см. рис. 1), позволим себе указать эти стороны и их интересы в табл. 1. Это еще не формализованные интересы, но уже второй шаг в цепочке мыслительной активности:

Узнавание проблемы <--> интерес к результатам <--> желание решить <--> требование решать

Лидерство в высшем образовании


Совокупный результат в удовлетворении все более увеличивающихся требований заинтересованных сторон в условиях недофинансирования высшей школы вынуждает учреждения высшего образования изыскивать механизмы, позволяющие вузам успешно функционировать.
Лидерство при этом играет существенную роль, поскольку именно высшее руководство определяет видение организации, разрабатывает политику и развертывает стратегию. Система менеджмента качества вуза, создавая определенную структуру для лидерства, нацелена на результативность в выполнении требований заинтересованных сторон.

Переход от административ-ного управления к лидерству


Лидерство необходимо, чтобы сочетать коллегиальность в управлении вузом с учетом требований потребителей образовательных услуг. С этим связаны следующие вопросы:

  • Соответствует ли требованиям заинтересованных сторон применяемый стиль руководства?
  • Является ли система менеджмента качества соответствующим механизмом для развития лидерства в вузах?
  • В каком виде ожидается поддержка персонала начинаний высшего руководства?
    Высшая школа в ХХ веке характеризовалась относительно устойчивой окружающей средой, в которой изменения происходили медленно и обычно в темпе, продиктованном непосредственно высшими учебными заведениями, поскольку именно они обеспечивают общество научными исследованиями и новыми технологиями. В этих условиях применялся бюрократический, административный стиль управления организацией. Академическое сообщество развивало такую образовательную политику, которая в значительной степени и осуществлялась этими администраторами. В долгосрочной перспективе вузы видели свою миссию как центры распространения знаний. Коллегиальность воспринималась как кулуарное обсуждение на каком-либо совете.


    Продолжение читайте в печатной версии журнала