Уверенность в подчиненных - самая сложная и кропотливая часть в работе по обеспечению безопасности бизнеса. К.Соловьенко

К.Н. Соловьенко, к. э. н., декан экономического факультета

- ...Удивляюсь... как вы умеете электризовать каждое войско?
- Безделица, - говорит Суворов, - помни, что ты человек, что подчиненные твои также люди и твоя братия. Люби солдата, и он будет любить тебя. Вот вся тайна...
Генералиссимус Князь А.В. Суворов в анекдотах и рассказах современников


От чего зависит безопасность бизнеса


Безопасность предприятия в значительнейшей степени зависит от общего состояния страны: социальных, технологических, экономических, политических, юридических, криминальных и прочих внешних для самого предприятия факторов. Но не будем сбрасывать со счетов его внутреннее состояние. Здесь первостепеннейшую роль играют финансовые показатели (прибыль, степень ликвидности, платежеспособность, дебиторская и кредиторская задолженности и проч.). Важными, разумеется, являются технические средства защиты от прослушивания, подглядывания, копирования и др. Однако нельзя недооценивать такие внутренние факторы, как культура организации, лояльность сотрудников, степень их удовлетворенности или неудовлетворенности своей работой и подобные. Все эти факторы находятся в области управления персоналом или соприкасаются с ней. Поэтому безопасность предприятия зависит также и от управления персоналом.
Какие же из перечисленных факторов подконтрольны менеджменту? Влиять на состояние страны практически невозможно, особенно мелкому и среднему бизнесу. Финансовые показатели и технические средства защиты однозначно определяются действиями менеджмента, поскольку и деньги, и "железо" являются средствами безусловного подчинения (вложили деньги в "длинный" инвестиционный проект - снизили ликвидность, установили камеры наблюдения за посетителями - стали получать о них видеоинформацию). А управлять сотрудниками, добиваясь целей организации, - труднее всего. Это около половины всего менеджмента. Поэтому уверенность в подчиненных - самая сложная и кропотливая часть в работе по обеспечению безопасности бизнеса.

Показательным в этом смысле является ноябрьский арест 25 сотрудников аэропорта имени Джона Кеннеди - главного аэропорта США, которые являются, видимо, самой развитой в экономическом и техническом смыслах страной мира. Под видом обслуживающего персонала и грузчиков преступники проникали в самолеты, прибывавшие из Гайаны и Ямайки, и проносили багаж с кокаином или марихуаной через служебный вход терминала для пассажиров без каких-либо проверок. По оценкам департамента по борьбе с наркотиками, за время работы преступной сети в аэропорту удалось беспрепятственно переправить тонны кокаина и марихуаны на сумму около ста миллионов долларов (программа "Время" от 26.11.2003 г.). Подчеркиваю, что все это происходило, несмотря на ужесточение технических форм контроля в аэропорту после событий 11 сентября.

Рассмотрим подробнее некоторые стороны управления персоналом с точки зрения их влияния на безопасность.

Стратегическое управление


Прозорливость, на мой взгляд, - главная черта современного менеджера. Видеть дальше других и ощущать изменение риска кожей, я полагаю, два основных чувства менеджера, делающие бизнес успешным.
Если говорить о стратегии, то прежде всего менеджер должен дать себе отчет в том, соответствуют ли сотрудники (их состав и подбор) стратегическим целям организации. Это первое и самое крупное несовпадение, которое может создать множество проблем.

Например, компания исповедует социально-этичный маркетинг. Расширяя штат сотрудников, она приняла на работу опытного маркетолога, для которого главное - увеличение объемов продаж любой ценой. Через некоторое время клиенты стали жаловаться на срыв сроков поставки товаров отделом этого маркетолога, хотя планы продаж отделом всегда перевыполнялись. Выяснилось, что маркетолог брал завышенные обязательства иногда даже зная, что они невыполнимы. После выговора и лишения премии отношения маркетолога с руководством приобрели характер скрытого конфликта.

Чтобы подобное не происходило, прежде чем набирать персонал, есть смысл ответить себе на подобные вопросы:

  • Какова миссия нашего предприятия?
  • Каковы стратегические цели нашего предприятия? Чего мы хотим добиться на рынке?
  • Каким принципам должна подчиняться работа всех сотрудников предприятия?
  • Какой характер поведения предприятия на рынке будет наиболее благоприятным для достижения стратегических целей? Как это влияет на культуру предприятия, на взаимоотношения сотрудников друг с другом и с внешним миром?
    При смене стратегического направления развития организации, чтобы обеспечить лояльность сотрудников, кроме всего прочего следует учесть:
  • Какая часть сотрудников соответствует новой стратегии?
  • Какая часть не соответствует? Могут ли "не соответствующие" переквалифицироваться внутри предприятия? Если "нет", то каким образом с ними можно корректно расстаться?
  • Где, по каким каналам, как и когда следует набирать новых сотрудников?
    Не будем забывать, что успешный бизнес склонен иметь более стабильные кадры. И одно с другим связано очень крепко. Поэтому высокая текучесть кадров, кроме очевидного "нездоровья" организации, говорит также о том, что на сотрудников нельзя положиться. И, следовательно, ваш бизнес к внешним рыночным рискам получает еще и высокие внутренние риски.


    Продолжение читайте в печатной версии журнала