Идеальная КИСка. В.Лысковский

Идеальная КИСка глазами покупателя, продавца, разработчика, эксперта по консалтингу

Понятно, что идеал правомерно определять только в рамках конкретной системы ценностей (интересов).

Посмотрим для начала, о чем мечтает разработчик КИС (комплексной информационной системы)?
Система должна удовлетворять следующим критериям:

  • концепция КИС должна быть полностью формализована и ясна с точки зрения реализации;
  • созданная КИС не должна требовать частных переделок (не чаще раза в год).
    Теперь рассмотрим интересы продавца КИС (он же чаще всего осуществляет послепродажное обслуживание КИС).
    Его критерии идеальной системы следующие:
  • КИС должна иметь форму "коробочного продукта";
  • КИС должна требовать минимальной настройки под конкретное предприятие;
  • концепция КИС должна быть простой для понимания как для пользователя, так и для продавца, сопровождающего данный продукт;
  • КИС должна содержать минимум ошибок, которые оперативно исправляются разработчиком;
  • разработчик должен обеспечить постоянный мониторинг нашего законодательства и оперативно изменять КИС так, чтобы она постоянно соответствовала этим законам (особенно это касается сферы бухучета).

    Эксперты по консалтингу в данном случае призваны построить формальную модель деятельности предприятия так, чтобы внедрение КИС оказалось эффективным для данного конкретного предприятия.
    Критерии идеальной системы здесь следующие:
  • КИС должна максимально полно автоматизировать бизнес-процессы на предприятии (в первую очередь это касается бизнес-процессов управления);
  • КИС должна быть достаточно гибкой, чтобы обеспечить возможность настройки на конкретный бизнес данного предприятия;
  • КИС должна нести в себе определенную технологию обработки информационных потоков на предприятии, и эта информационная модель должна соответствовать современным успешным технологиям управления бизнеса (например, TQM).
    И наконец, интересы покупателя:
  • оптимальное соотношение цены и качества;
  • быстрое и качественное внедрение КИС;
  • минимум знаний, которые необходимы для работы в рамках КИС;
  • качественное сопровождение КИС после внедрения в промышленную эксплуатацию;
  • максимальный эффект от внедрения КИС (эффективность управления бизнесом).

    Теперь зададимся вопросом: "Можно ли разработать такую КИС, чтобы она удовлетворила столь противоречивые требования различных участников рынка КИС?"

    На первый взгляд кажется, что это неразрешимая задача. Но попробуем исходить из принципа менеджмента качества: "Продукт будет отвечать высоким критериям качества, если на всех этапах его создания мы будем иметь качественные бизнес-процессы":
  • разработка КИС (позиция разработчика);
  • выбор конкретной КИС и реинжиниринг бизнес-процессов (позиция эксперта);
  • продажа КИС (позиция продавца);
  • доработка и внедрение КИС (позиция продавца и, возможно, разработчика);
  • обучение пользователей КИС (позиция эксперта и, возможно, разработчика);
  • эксплуатация КИС (позиция покупателя и, возможно, продавца).

    Наш опыт работы подсказывает, что все противоречивые требования учесть не удастся, но получить КИС, удовлетворяющую этим требованиям оптимальным образом, - задача вполне решаемая.
    Вначале одно соображение. Рынок КИС у нас в России и в странах СНГ в целом можно назвать кустарным производством. Кустарность проявляется не в величине производства, а в технологии изготовления КИС.
    Цивилизованное производство, в отличие от кустарного, должно быть стандартизовано. Поясним нашу мысль. Идеально было бы логично дополнять любую систему модулями из другой системы. В настоящее время проблема стандартизации (совместимости программных продуктов и их модулей) решается на уровне интерфейса (импорт - экспорт) и на уровне объектно-ориентированного подхода (ООП). Для прочих программных продуктов - это уже пройденный этап: вы легко можете подготовить схему в Bpwin и выгрузить ее в Word или подключить к Word специальную программу, предлагающую стандартные схемы для написания журнальных статей. Для КИС - это все еще достаточно острая проблема: импорт и экспорт в основном осуществляются через стандартизованные продукты типа Excel или через стандартный формат баз данных типа DBF, или унифицированный язык доступа к базам данных - SQL. Иностранные КИС только добавляют хаоса в данный процесс, поскольку не совместимы ни между собой, ни с нашими российскими разработками.
    Выход из данной ситуации давно известен и апробирован в рамках технологии организации библиотек на С++, а позже в рамках Jawa. Это тот самый объектно-ориентированный подход, о котором мы уже упоминали. Суть в том, что любая КИС строится как совокупность объектов (классов в смысле Jawa), объединенных в различные уровни: уровень ядра (уровень разработчика системы), уровень отрасли, уровень конкретного предприятия. Чем полезен такой подход? Если бы все КИС были построены на принципах объектно-ориентированного подхода, с открытым интерфейсом (доступность описания "классов" на уровнях выше уровня ядра), тогда КИС перестали бы двигаться в разные стороны и конкурировать там, где не нужно. Возникла бы специализация в разработке различных модулей КИС, а значит, выросло бы их качество. Пользователь получил бы возможность заказать недостающий ему модуль, а не всю систему "с нуля". КИС легко развивалась бы вширь, захватывая на предприятии ниши, которые вначале не планировались для автоматизации и не могли быть автоматизированы в силу тех или иных причин.
    Построение КИС на базе объектно-ориентированного подхода не только не противоречит современным технологиям управления, но и органично вписывается в них (например, процессное управление или управление качеством).


    Продолжение читайте в печатной версии журнала