Основная проблема для руководителя – самому определиться, эффективен ли менеджер. Б. Б. Ренский

Б. Б. Ренский, вице-президент группы компаний R & K по организационному развитию

 

: Какие основные вызовы стоят сегодня перед российским бизнес-сообществом?

 

– Вызовы можно разделить на микро- и макро-. Из макровызовов я бы выделил до сих пор не решенную проблему внешнего восприятия России международным сообществом как страны третьего мира, что, очевидно, влияет на процессы глобализации российского бизнеса. Причины тому: исторический шлейф России как малоразвитой страны, эксклюзивно подвешенная на нефть и газ нестабильная экономика, малопонятная западным странам политическая ситуация внутри. Также слаба и российская инфраструктура – как физическая (дороги, офисные помещения, телекоммуникация, система образования и т. д.), так и легальная (законы о налогообложении и т. д.). Сегодня практически невозможно продать западной компании бизнес, зарегистрированный на территории России.

 

Из микровызовов я бы выделил кадровый голод, провоцирующий пирамидообразную инфляцию зарплат для менеджеров среднего и высшего звена. Наконец, российская система образования абсолютно не адаптирована под нужды современного бизнеса. Талантливых кадров на рынке труда крайне мало, а именно талантливые кадры являются залогом развития бизнеса.

 

: Почему одни компании растут быстрее других? Где искать источники развития бизнеса и как их оценить?

 

– Причин, почему одни компании растут быстрее других, очень много. Но все эти причины можно разделить на четыре основные категории:

1)      актуальность предложения компании в контексте рынка;

2)      правильность стратегии продвижения этого предложения;

3)      качество исполнения этой стратегии (человеческий фактор);

4)      темпы развития и общая ситуация на рынке, внутри которого компания продвигает свое предложение.

 

(Чтобы ответить менее абстрактно, необходимо говорить уже о конкретных примерах на конкретных рынках.)

 

Процессы поиска источников развития малого, естественным образом развивающегося бизнеса отличаются от таковых в крупном бизнесе. Хочу отметить, что под понятиями «малый» и «крупный» я имею в виду не оборот или капитализацию в абсолютном смысле слова, а, скорее, масштаб бизнеса в контексте рынка, на котором данный бизнес работает. В случае малого бизнеса имеет смысл смотреть внутрь и уделять больше внимания первым трем пунктам, которые я назвал выше, а именно: актуальности предложения, правильности стратегии и качеству исполнения. Если бизнес-модель компании вообще имеет право на существование, то рано или поздно, с учетом правильно построенных процессов внутри, малый бизнес будет расти, пока не займет какую-то значимую долю своего рынка, пропорциональную количеству игроков на данном рынке.

 

В контексте крупного, установившегося в своей рыночной нише бизнеса ключ к развитию – это постоянная корректировка и модификация определенных аспектов предложения компании в соответствии с постоянно меняющимся спросом на рынке. Тут необходимо очень пристально следить за тенденциями, изменениями и конкурентной ситуацией.

 

Продолжение читайте в печатной версии журнала

Гарантированные адреса розничной продажи журнала "Управление персоналом" (г. Москва)