Управление в саморегулируемых организациях. Е. Петрушина

Автор:

 

В последнее время в обществе активно обсуждается проблема саморегулирования и саморегулируемых организаций (далее – СРО), причем эта проблема стала центром внимания как представителей бизнеса, политики, науки, так и журналистов.

 

В России первые СРО появились в сфере рынка ценных бумаг еще в середине 90-х гг., но всплеск общественного и политического внимания к этому институту гражданского общества произошел только в последние два года. Поводом для этого стали два внесенных несколько лет назад в Государственную Думу РФ законопроекта. Один их этих законопроектов был принят Государственной Думой РФ и стал Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который предусматривает обязательное членство в саморегулируемых организациях для арбитражных управляющих. Второй законопроект «О саморегулируемых организациях», предусматривающий создание в России системы СРО с добровольным членством, рассмотренный в первом чтении в 2003 г., так и остался законопроектом.

 

Чем же так заинтересовал институт саморегулирования всю общественность? Саморегулирование представляет собой регулирование предпринимательской и профессиональной деятельности самими субъектами этой деятельности посредством разработки и принятия обязательных для соблюдения стандартов осуществляемой этими субъектами деятельности, организации постоянного контроля за соблюдением этих правил и законодательства и применения санкций (как правового, так и общественно-порицательного характера) за их нарушение.    Таким образом, саморегулирование – это:

 

·        в глазах предпринимателей – способ освобождения от чрезмерного государственного контроля;

·        в глазах государства – возможность более эффективно решать экономические, социальные и политические проблемы без государственного вмешательства (или с минимальным государственным вмешательством);

·        в глазах потребителей и деловых партнеров – путь к воспитанию культуры ведения бизнеса;

·        в глазах политиков – путь к совершенствованию государственного управления на демократических началах и построению гражданского общества.

 

Фундаментом, ядром и способом саморегулирования являются саморегулируемые организации. СРО – это некоммерческие организации, объединяющие субъектов одного вида профессиональной деятельности или  субъектов предпринимательской деятельности по признаку единства  отрасли или рынка товаров (работ, услуг) в целях обеспечения добросовестного осуществления ими этой деятельности. Объединившиеся в СРО профессионалы и предприниматели, руководствуясь законодательством и этическими нормами, сами устанавливают правила и требования в области их деятельности, контролируют соблюдение этих правил и законодательства и привлекают нарушителей к ответственности.

 

Продолжение читайте в печатной версии журнала

Гарантированные адреса розничной продажи журнала "Управление персоналом" (г. Москва)