22 лет совместной жизни хватило для того, чтобы постичь основы управления гигантским автомобильным концерном. Р. Долгилевич

    Недавно в Германии отмечался примечательный «юбилей»: истекли первые сто дней канцлерства А. Меркель. За этот короткий срок кардинальных изменений в социально-экономической жизни страны не произошло. Темпы роста ВВП пока невысоки, по-прежнему остро стоит вопрос безработицы, а на политику «строгой экономии» рабочие и служащие нередко отвечают забастовками. Потеплели отношения Берлина с Лондоном и Вашингтоном. Не оправдались опасения тех, кто ожидал явного охлаждения в отношениях с Москвой. Наоборот, по мнению Меркель, перспективы российско-германского сотрудничества таковы, что даже дух захватывает. Поэтому россиянам небезынтересно, кто есть кто в Германии и как обстоят дела у наших немецких партнеров.

Далеко не все автолюбители знают, почему одна из самых популярных в России машин называется БМВ. Ее производит известный концерн Bayerische Motoren Werke – «Баварские моторные заводы», или БМВ. Более 48% акций этого концерна принадлежит семье Квандтов – Йоханне, Штефану и Зузанне. В отличие от братьев Альбрехтов и В. Отто, о которых наш журнал уже писал, они не создали свое богатство собственными руками, а получили его по наследству. Если Йоханна – это «вдовствующая королева» БМВ, то Штефан и Зузанне – его наследные принц и принцесса.

 

Предки Квандтов жили в Голландии и были фабрикантами средней руки. В XVIII веке они переселились в Германию и осели в небольшом городке Притцвальк (земля Бранденбург). Один из Квандтов, Эмиль, стал известен тем, что в 1883 г. открыл производство платков. Он удачно женился на дочери крупного текстильного фабриканта и вскоре был уже хозяином его предприятия.

 

Дела у Эмиля шли хорошо. С 1890 г. он находился в числе промышленников, имевших исключительное право поставлять форму морякам кайзеровского флота. В 1881 г. у Эмиля родился сын Гюнтер. У мальчика обнаружились организаторские способности и предпринимательская жилка – качества, без которых успех в мире конкурентной борьбы невозможен. Уже в молодом возрасте Гюнтер проявил себя как одаренный бизнесмен.

 

Из-за болезни отца юноша рано начал заниматься делами фирмы. Заметив его, он в первую очередь расширил производство – вместо одной текстильной фабрики теперь работали три. Затем Гюнтер освоил новый технологический процесс – выделку шерсти. Но по-настоящему он разбогател только во время Первой мировой войны, потому что его фабрики выпускали военную форму для немецкой армии.

 

После Первой мировой войны и падения монархии Гюнтер быстро сориентировался в сложившейся ситуации и на заработанные деньги купил свои первые акции БМВ. Он приобрел также фабрику AFA и создал на ее основе компанию Varta. Позже она заняла ведущее место в производстве элементов питания. Это был правильный шаг в правильном направлении: моторы и электрические батареи становились все более ходовым товаром. Спрос на них особенно возрос после того, как нацисты форсировали подготовку Германии к новой войне. Квандт стал крупным поставщиком вермахта. Его продукция использовалась в самолетостроении, строительстве подводных лодок и при создании других видов военной техники. Роль Квандта настолько возросла, что он был назначен советником правительства Гитлера по вопросам экономики. С высшим нацистским руководством Гюнтера связывало еще одно обстоятельство: его вторая жена, Магда Фридлендер, разойдясь с ним, вышла замуж за Геббельса. Таким образом, совместный ребенок Квандта – Гаральд – стал пасынком гитлеровского министра пропаганды.

 

Продолжение читайте в печатной версии журнала

Гарантированные адреса розничной продажи журнала "Управление персоналом" (г. Москва)