Зарубежный опыт защиты информации при работе с кадрами (на примере США). В.Я. Ищейнов, к.т.н., доц.

Автор: В. Ищейнов

По тем же оценкам сохранность коммерческой тайны фирмы на 80% зависит от подбора, расстановки, грамотно поставленной работы с кадрами, стабильности кадрового состава.
В условиях перехода российских предпринимателей к рыночной экономике одной из первоочередных задач является правильная постановка работы с персоналом, т.к. в настоящее время получило распространение тайное и явное безвозмездное заимствование интеллектуальной собственности. Поэтому сейчас, до принятия соответствующих законодательных актов в большинстве случаев приходится рассчитывать на надежность персонала фирмы. Реализация новых подходов к проблеме коммерческой тайны в процессе управления персоналом потребует изучения, анализа и творческого осмысления зарубежного опыта в этом вопросе.
Рассмотрение опыта защиты информации на примере США обосновывается тем, что именно американцы являются родоначальниками концепций управления вообще и управлением сотрудниками в частности.
В США традиционно уделяется огромное внимание вопросам управления человеческими ресурсами.
В этой связи изучение опыта США позволит российским предпринимателям пересмотреть подходы к управлению сотрудниками и значительно расширить свое понимание в этом вопросе.
Набор и отбор кадров – одно из самых важных направлений деятельности отдела управления персоналом, т.к. от квалификации, заинтересованности и надежности работников напрямую зависит будущее компании.
Для работников производства критерии отбора определяет начальник соответствующего профиля. Наиболее общими являются следующие:
Формальное образование (при равных показателях работодатели предпочитают большее образование меньшему и большее его соответствие конкретной работе);
Опыт (работодатели часто отождествляют опыт с возможностями работника, одним из способов измерения опыта работы является установление рейтинг трудового стажа);
Физические, медицинские характеристики (для работ, требующих физической выносливости и силы);
Персональная характеристика, социальный статус (некоторые работодатели предпочитают «степенных», женатых работников);
Тип личности (работодатели могут предпочитать определенные типы личности выполнения различных работ).
В США есть специальные организации, которые добывают рекомендации с прежнего места работы и составляют общие сведения о претенденте. Закон только требует, чтобы добываемая информация не нарушала права человека и предоставлялась только тем лицам, которые принимают решение об отборе кандидатов. Однако, правила этих компаний требуют, чтобы претендент на работу был оповещен заранее о про водимом исследовании. Претендент должен быть также оповещен о причине отказа ему в должности. За ним остается право пересмотра информации, из-за которой ему отказали в назначении. Кроме того, работодатель обязан сообщить кандидату название агентства, которое добыло данную информацию.
Обычно на фирмах США для новичков, пришедших на работу в компанию, существует специальная литература информационного характера, предназначенная для того, чтобы помочь правильно воспринять цели и структуру компании. Этой цели служит описание истории компании, основные направления ее деятельности, структуры управления и функций менеджмента. Обычно такого рода информация оформляется в виде буклета, который вручается каждому новичку.
Однако, прежде чем проводить программу ориентации с будущим работником подписывается контракт о найме и соглашение о частной информации и изобретениях. В США будущие сотрудники службы безопасности и персонал, имеющий отношение к конфиденциальной информации, обычно получают 8-часовой тренинг до преступления к своим обязанностям и 40-часовой тренинг в течение 9 первых дней работы.
Тип тренинга зависит от профиля работы и склада характера работника.
Первоначально сложные программы т
ренингов по безопасности создавались для работников ядерной промышленности, а сейчас получают все более широкое распространение в частных фирмах и в корпорациях для работников СБ и сотрудников, имеющих дело с коммерческой тайной и в процессе работы. Обычно тренинги планируют и организуют директор службы безопасности и начальник отдела управления сотрудниками фирмы, они должны суметь извлечь из тренинга максимальную выгоду (ведь практически всегда он происходит в рабочее время). Сотрудникам выдается инструкция в отношении коммерческой тайны фирмы. Каждый новый работник должен быть ознакомлен с программой защиты коммерческой тайны фирмы сотрудниками СБ.
Ориентационные семинары также имеют своей целью обучение методам сохранности ценной информации. Сотрудники должны четко знать категории охраняемых сведений, возможные способы и методы проникновения к ним со стороны нарушителя, процедуры защиты коммерческой тайны и правила работы с конфиденциальными документами и изделиями. Кроме этого в фирмах США в программе ориентации принято затрагивать следующие вопросы:

1.  идентификационные
 карточки и значки,
 как часто их следует носить;

2.  правила проноса и выноса
 багажа и ручной клади;

3. разрешенные выходы
 для персонала
 и посетителей;

4.  маршруты эвакуации
 и что требуется
 от работников
 в экстремальных ситуациях.
 Запасные выходы;

5.  проверка личного транспорта
 въезжающего
 и выезжающего с территории
 фирмы, инспекция грузов
 и личных вещей.
 Когда и почему она
 проводится.