Решение, принимаемое единолично или коллегиально, – основная форма управленческих отношений. В принципе управление любой организацией можно рассматривать как непрерывный процесс подготовки, принятия и реализации различных управленческих решений. Решения и поручения по их выполнению могут быть как документированными (например, в приказах, распоряжениях, протоколах, планах, резолюциях на документах и др.), так и недокументированными (устные поручения руководителей разного ранга). Исполнение некоторых решений (поручений) в силу их важности берется на контроль.
Принятие и реализация управленческих решений являются ключевыми функциями любого руководителя. Вместе с тем эти вопросы занимают важное место и в работе персонала, обеспечивающего управленческую деятельность: секретарей и помощников руководителя. Так, с одной стороны, секретари и помощники руководителя нередко выполняют функции по доведению принятых решений и поручений руководителя до исполнителей, а в отдельных случаях – по разъяснению особенностей их исполнения. С другой стороны, руководитель секретариата может и сам выступать в роли лица, принимающего управленческие решения (например, по расстановке сотрудников, планированию конкретных мероприятий и подготовке к их проведению, разрешению конфликтных ситуаций).
Главная управленческая задача руководителя любого ранга заключается в том, чтобы:
- правильно подобранные люди
- выполняли правильно поставленные задачи
- правильным способом
- в правильно рассчитанное время
- для достижения поставленных целей
Поэтому, принимая решения и организуя их исполнение, руководитель (менеджер) должен определить:
1) ЧТО необходимо получить (результат деятельности);
2) КАК этого добиться (КТО, КОГДА, ГДЕ, КАКИМ ОБРАЗОМ должен выполнить поставленную задачу).
Информация об исполнителе и содержании поручения, относящегося к какому-либо документу, содержится в резолюции руководителя. Если резолюция не содержит необходимой конкретной информации, то велика вероятность, что поручение будет выполнено не самым оптимальным, по мнению руководителя, образом. Кроме того, потребуется дополнительная разъяснительная работа с исполнителем в случае возникновения у него вопросов, связанных с содержанием исполнения поручения.
Можно выделить три стадии взаимодействия руководителя и подчиненного (исполнителя) в процессе исполнения принятых решений:
В ходе управленческого взаимодействия между руководителем и подчиненным должно быть достигнуто взаимопонимание, так как от этого зависит конечный результат выполнения работы. Укреплению взаимопонимания способствует достижение цели, поставленной руководителем, а также удовлетворенность сотрудника выполненной работой и понимание ее значимости.
Ниже приведены «10 + 10 советов по организации эффективного управленческого взаимодействия», содержащие по 10 рекомендаций тем, кто принимает решения и передает их на исполнение, а также тем, кто принятые решения должен исполнять. Секретарям, помощникам руководителя эти рекомендации тоже полезно принимать во внимание и учитывать в своей работе.
Продолжение читайте в печатной версии журнала
Гарантированные адреса розничной продажи журнала "Управление персоналом" (г. Москва)