Особенности стимулирования и повышения производительности человеческих ресурсов в аудиторских организациях. Т. А. Лиджиев

Т. А. Лиджиев (аспирант РЭА им. Г. В. Плеханова) Аудитор PricewaterhouseCoopers

 

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

 

Современному руководителю аудиторской организации для эффективного осуществления мотивации необходимо глубоко понимать и различать весь спектр потребностей личности, их место в процессе мотивации, их иерархию и взаимосвязь.

 

За годы экономических реформ российские аудиторские организации методом проб и ошибок получили ценный опыт построения системы мотивации человеческих ресурсов, в частности материального стимулирования сотрудников. Исследования этого вопроса показали, что единообразных подходов к материальному стимулированию аудиторов не существует. Это связано прежде всего с тем, что все подразделения аудиторских организаций по специфике деятельности можно разделить на три категории: «Менеджмент», «Подразделения аудита» и «Вспомогательные службы». Для каждой из этих категорий должны быть выбраны разные методы стимулирования труда.

 

Менеджментом аудиторской организации занимаются главным образом партнеры – высшие руководители и, возможно, руководители ряда самостоятельных структурных подразделений. Менеджмент нацелен на конечный финансовый результат и общие позиции аудиторской организации на рынке аудиторских услуг, на стратегические решения и крупные проекты.

 

Подразделения аудита – это генерирующие и формирующие прибыль подразделения. Каждое подразделение ответственно за свой финансовый результат и позиции аудиторской организации на том рынке, на котором оно работает.

 

К вспомогательным службам относятся все административно-хозяйственные, технологические и PR-службы, а также службы безопасности. Они осуществляют комплексную поддержку бизнеса, а также поддержку процесса принятия решений менеджментом (анализ, прогноз, план, бюджет, мониторинг). Это профильные службы – без них успешный аудиторский бизнес невозможен.

 

Для мотивации менеджеров лучше всего подходит участие в прибылях аудиторской организации по результатам финансового года и завершения многолетних планов развития – оценка по параметрам стратегического масштаба.

 

Мотивацию аудиторов лучше всего реализовывать через материальное стимулирование по результатам характерных для аудита отчетных периодов. Как правило, это полугодие (месяц и квартал используются редко), для аудиторов, занимающихся аудитом годовым аудитом, отчетный период – год. Поэтому, собственно, самые квалифицированные сотрудники этого направления по своему статусу ближе к менеджменту и часто зарабатывают не меньше руководителей аудиторских организаций. Также в специфику аудиторской деятельности входит требование частых командировок. Количество дней, проведенных в командировке, может достигать 70 % дней в году. Как правило, аудиторские организации доплачивают большие премии, достигающие уровня дневного оклада, за дни, проведенные в командировке.

 

Продолжение читайте в печатной версии журнала

Гарантированные адреса розничной продажи журнала "Управление персоналом" (г. Москва)

Поиск на сайте www.top-personal.ru