Монарх издает указы для своих подданных, а сам он не является своим подданным, он от Бога. Посему и контроль он выстраивает асимметричный: монарх не обязан следовать нормам, которые устанавливает. В. Королев, В. Кулагин

В настоящей статье прослеживается связь между структурой собственности компании и структурой органов, принимающих стратегические решения в ней.

 

1. Предприниматель как субъект стратегического управления

Йозеф Шумпетер, один из классиков теории предпринимательства, считал, что корпоративное поведение объясняется не столько стремлением к максимизации прибыли, сколько попытками «справиться с ситуацией, которая быстро меняется, устоять, когда «почва уходит из-под ног» фирмы. Иными словами, обычно проблему видят в том, как капитализм управляет существующими структурами, в то время как настоящая трудность состоит в ответе на вопрос о том, как он создает и разрушает их» (цит. по: Г. Минцберг и др. Школы стратегий1. С. 111). По Шумпетеру, предприниматель не обязательно тот, кто создает первоначальный капитал или изобретает новый продукт. Прежде всего он обладает коммерческой идеей. «В чем состоит заслуга [предпринимателей]? Они не преумножают материальные ценности, не создают оригинального оборудования и станков, но они иначе, интереснее и эффективнее используют уже существующие средства производства. Они придумывают новые комбинации» (Там же. С. 112).

 

Предприниматель в нашем рассуждении – это фигура, которая единолично создает организацию. Предприниматель начинает действовать как стратег еще до создания фирмы. Вначале он формирует в своем представлении видение своей будущей организации, ее перспективу. Видение не представляет из себя четкого плана, это скорее попытка более или менее подробного описания идеала, к которому следует стремиться. Можно даже утверждать, что если ваше видение будущего достаточно четкое, значит вы, наверное, недостаточно далеко заглядываете. Видение должно быть в меру нечетким и неопределенным, чтобы быть достаточно рискованным, но при этом достаточно долгосрочным и ухватывающим самую суть, а не детали. Видение должно задавать не все детали, а те, в которых «прячется дьявол». Видение отвечает на вопрос: «Каким я хочу стать как предприниматель?» и отвечает на этот вопрос не в личностных терминах, а в терминах организационного строительства. Видение не следует путать с понятием миссии.

 

Миссия представляет собой ответ на вопрос о том, зачем организация (предприниматель) пришла на рынок, кому и какую пользу она несет во внешнем окружении. На ее основе определяются виды деятельности, которыми занимается организация, а также виды деятельности, которыми организация заниматься не будет.

 

И видение, и миссию будущей организации предприниматель так или иначе обдумывает до создания этой организации. Следует подчеркнуть, что, поскольку организация еще не создана, не существует ее органов управления. Поэтому предприниматель вынужден формировать (и иногда – формулировать) видение и миссию «в одиночестве», вне систематической диалоговой ситуации. Конечно, во время своих размышлений он может советоваться с родственниками, знакомыми, друзьями, но, поскольку все они остаются впоследствии вне рамок партнерства, окончательное решение предприниматель принимает в одиночку. Всю ответственность за риски он берет на себя. Решение о создании (в отличие, например, от решений о развитии) организации – это стратегическое решение не самой организации, а ее создателя.

 

Очевидно, что многие организации создаются не одним предпринимателем, а партнерами, среди которых происходит диалог о создании, но о них речь пойдет далее.

 

Указанное обстоятельство об отсутствии диалоговой ситуации в процессе формирования миссии и видения предпринимателем впоследствии часто порождает проблемы во взаимопонимании между предпринимателем и персоналом созданной организации, в первую очередь с менеджментом. Поскольку обычно предприниматель на первых порах сам возглавляет организацию, проблемы взаимопонимания и эффективной коммуникации возникают между ним, как руководителем, и его командой ближайших подчиненных. Вот что пишет по этому поводу П. Друкер: «В типичной небольшой семейной компании член внешнего совета выполняет другую, но тоже очень важную функцию. Менеджерам небольших компаний обычно не с кем посоветоваться, не с кем обсудить принимаемые решения. Менеджмент изолирован – группа менеджеров настолько мала, что некому обеспечить разнообразие мнений и темпераментов, которые в больших компаниях порой помогают компенсировать изоляцию менеджмента. По этой же причине в маленькой компании желательно иметь совет, в который входят люди со стороны.

 

Однако для того, чтобы совет приносил реальную пользу, надо с особой внимательностью подходить к подбору его членов. И крупной, и маленькой компании нужен совет, члены которого по своему опыту, кругозору и интересам отличались бы от тех, кто управляет компанией. Этого нельзя добиться простым назначением представителей от банков, поставщиков и клиентов компании. Здесь требуются люди, весь образ жизни которых не похож на образ жизни руководителей компании»2.

 

Следует отметить еще одну регулирующую роль видения и миссии. В некоторых случаях они позволяют ответить не на вопрос о том, чем надо заниматься, а, напротив, чем не надо заниматься.

 

Известен случай из консультантской практики, когда предприниматель обсуждал формулировки миссии и видения. В частности, предстояло ответить на вопрос о принципах отбора проектов для инвестирования. Предприниматель сформулировал принцип: «Средства инвестируются в просчитанные и прибыльные проекты, не противоречащие миссии и стратегии компании». А затем спросил сам себя: «Это что же, если расчет по проекту обещает большую прибыль, но проект не лежит в русле миссии компании, мы должны отказаться от него?» И сам же с удивлением ответил на свой вопрос: «Выходит, должны отказаться. А если я все же хочу инвестировать, то тогда должен инвестировать туда свои личные деньги, но не прибыль компании». Для него понимание этого факта было неким владельческим дисциплинирующим открытием.

 

На наш взгляд, этот эпизод еще раз подтверждает ошибочность распространенного мнения, отчасти подкрепленного законодательно, о том, что основной целью деятельности предпринимателя является максимизация прибыли.

 

Продолжение читайте в печатной версии журнала

Гарантированные адреса розничной продажи журнала "Управление персоналом" (г. Москва)

Поиск на сайте www.top-personal.ru