Первым шагом к реализации концепции «бережливого предприятия» является, безусловно, осознание того, какие практические преимущества может дать данный подход конкретной компании. О. Алехина

Оксана Алехина – консультант по управлению и организационному развитию, кандидат экономических наук, доцент МВА программ ИБДА Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Работает в области управленческого консалтинга более 10 лет. Среди клиентов: ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл», ЗАО «Симеон», ОАО «Донецкая мануфактура», ООО «Бизон», корпорация «Агро-Союз», холдинг «Рифма», ООО «Победит транс», ООО «ЦКР» и др.

 

Эпоха перемен повышает требования к любому бизнесу, будь то производственная компания или компания сферы услуг. Рынок насыщается товарами и услугами, потребитель становится более требовательным к качеству товаров и услуг, растет конкуренция за ресурсы, необходимые для развития бизнеса. В этих условиях кардинальные преобразования становятся не просто прихотью руководства, а насущной потребностью выживания и дальнейшего развития компании. Возможно ли:

  • обеспечивать ежегодный прирост производительности (увеличивать выход продукции или услуг при тех же затратах) не менее чем на 25% год;
  • сократить время производственного цикла с нескольких недель до нескольких дней и даже часов;
  • достичь кардинального улучшения качества;
  • значительно сократить требуемые производственные площади и, соответственно, инвестиции;
  • избавиться от потерь и сократить запасы более чем на треть и т. д.?

 

Благодаря результатам исследований, проведенных в рамках исследовательского проекта Международной программы «Автомобили», в начале 90-х гг. прошлого столетия деловой мир узнал о том, что все вышеперечисленные достижения вовсе не плод больного воображения людей, далеких от реалий бизнеса. Руководители исследовательского проекта, в течение 5 лет вдоль и поперек «перекопавшие» опыт мирового автомобилестроения, весьма убедительно показали разницу между традиционным (массовым) производством и подходом, последовательно развиваемым компаниями новой формации, который авторы назвали «Lean enterprise» («бережливое предприятие»)1. На большом фактическом материале было показано, что «бережливое предприятие» эффективнее предприятия с традиционным подходом к ведению бизнеса по таким показателям, как: требуемые инвестиции, затраты на разработку и выпуск продукции, производительность труда и др., в среднем в 2 раза.

 

В основе «бережливого предприятия» лежат 5 ключевых принципов:

  • ценность (value);
  • поток ценности (value stream);
  • течение потока (flow);
  • вытягивание (pull);
  • совершенствование (perfection).

 

Ценность определяется конечным потребителем товара или услуги и выражается в том, какой товар/услугу, какого уровня качества, по какой цене, когда и где готов приобрести потребитель. Парадокс заключается в том, что представления компании-производителя и клиента о том, что же на самом деле для него ценно, чаще всего различаются.

 

Например, компания, убежденная в том, что качество консультации клиента по поводу закупаемого товара у нее на высоте (в инженерной службе компании работают самые квалифицированные инженеры, досконально знающие продаваемые продукты), практически не уделяет внимания тому, насколько компетентны в этом вопросе другие работники, контактирующие с клиентом не менее часто. В результате (по итогам опроса) клиент недоволен именно тем, чем компания гордится!

 

Ценность создается шаг за шагом (в бизнес-процессе), одно подразделение передает другому свою часть созданной услуги/продукта, и таким образом клиент на выходе получает то, что ему необходимо. Опыт показывает, что действия, добавляющие ценность создаваемому продукту или услуге в общем объеме всех предпринимаемых компанией действий, столь незначительны, что ресурс совершенствования этих процессов и исключения из них всех лишних действий (которые не добавляют ценности для клиента) огромен.

 

По результатам исследований эффективность бизнес-процессов по данному показателю в большинстве компаний составляет около 10%. Все, что не создает ценности для клиента, является в терминологии «бережливого предприятия» потерями, которые необходимо устранять, создавая тем самым возможность тратить усилия на то, чтобы удовлетворять реальные потребности клиента качественнее, быстрее и за меньшую цену.

 

Продолжение читайте в печатной версии журнала

Гарантированные адреса розничной продажи журнала "Управление персоналом" (г. Москва)

Поиск на сайте www.top-personal.ru