Полюбите коучинг Е. Майорова

Автор:

«Купи себе друга» (американский афоризм о коуче)

 

Обычно, как только мы получаем совет от другого человека, то прекращаем думать. Происходит это само по себе, независимо от наших желаний. Наше сознание отключается от процесса индивидуального мышления и начинает работать «на прием» чужих мыслей, воплощенных в форме советов. Мы привыкли к советам родственников и друзей и порой не можем прожить без них и дня. Работают даже стереотипы типа «кто даст ценный совет, тот и друг». Между тем собственное мышление не работает. Просто не хочется думать, да и не умеем, потому что не научены. Пусть думают друзья и родственники, а мы воспользуемся «продуктами» их ума.

Своеобразие коучинга состоит в отсутствии прямых и косвенных советов, но зато в большом объеме в любой коучинговой сессии присутствует самостоятельная работа мышления и самостоятельный поиск решений. Коучинг не дает советов, он помогает людям думать, размышлять и самостоятельно находить ответы на волнующие их вопросы. Когда никто не дает советов, легче думается, и притом на достаточно глубокие темы. В коучинге же мы ведем диалог и задаем вопросы самим себе. Именно в этой области люди начинают очень эффективно думать о своих целях. Каждодневная тренировка спортсменов очень похожа на тренировку ума на коучинговой сессии. Вся наша жизнь может измениться при взаимодействии с коучем. Только с ним возможны следующие метаморфозы нашего бытия: появятся собственные мысли, улучшатся отношения с друзьями, коллегами или начальником, повысится уверенность в завтрашнем дне, найдутся ответы на самые острые вопросы в области бизнеса или работы. Чтобы это произошло, окунитесь хотя бы раз в волшебный мир коучинга, и проблемы уйдут сами собой.

 

Деловое пространство коуча

 

В России коучинг появился сравнительно недавно – и сразу же занял лидерские позиции на ниве консультирования и обучения. Хотя одной функцией обучения в «деловом пространстве» коуча нельзя ограничиваться. Все слова, действия и поступки коуча простираются гораздо дальше обычных учебных занятий. Чем опытнее и образованнее коуч, тем шире его возможности, а значит, и возможности тех, кто с ним общается. Это не только формулирование цели и указание пути, каким можно следовать. Это и органичное сочетание обучения и наставничества, психологической поддержки и тренерства. Опытный коуч еще умеет и так поработать, что клиент не только на протяжении очередной сессии, но и после проходит рефлексирование и осмысление задачи, сформулированной совместно в начале сессии. Это происходит с клиентом постоянно: даже выполняя рутинную бытовую работу по дому, клиент на уровне подсознания решает все те же задачи, сформулированные на сессии. В этом и есть самостоятельная работа обучаемого. Именно она является первостепенной задачей коуча – научить мыслить самостоятельно, а также из множества нарождающихся в голове вариантов выбирать наиболее верный.

Пора сессий с коучем обычно насыщена определенным ритмом, эффективными межличностными коммуникациями и результативным обменом идеями между ним и клиентом. Синтез кураторства, наставничества, обучения, консультирования и психологической поддержки – вот деловое пространство коуча, которое трудно недооценить при вращающемся и многоликом колесе нашей жизни.

 

Великие коучи всех времен и народов

 

Понятие «коуч» на первый взгляд кажется нам новым. И действительно, в Америке оно появилось лишь в 1980-х гг., а в России еще позже. Американские эксперты считают, что само понятие «коучинг» изобрел американец по имени Томас Леонард, занимающийся финансовым консультированием своих клиентов (частных и корпоративных) и оказанием услуг по финансовому сопровождению и планированию. В какой-то момент Леонард заметил, что его наиболее успешные клиенты хотят не просто консалтинга, а более «личных» советов в области профессиональной жизни. Леонард, человек с опытом в сфере консалтинга психологии, взялся им помочь. А чтобы «формализовать» услугу, принял для себя название «коуч» – «тренер». Так родился коучинг.

Но, оказывается, люди, занимавшиеся коучингом, были и в древности. Во времена Гомера существовал некий ментор, который наставлял и обучал сына царя Итаки – Телемаха – в течение десяти лет, пока его отец воевал с троянцами.

Это и менее известный, но мудрый Чанакья, воспитавший из маленького бедного мальчика будущего правителя Индии. Не обладая фактически ничем, кроме своего интеллекта и нравственной силы, и живя в простой хижине, больше похожей на лачугу для бедных, Чанакья поставил перед собой амбициозную цель: стереть с лица земли нынешнюю династию и возвести на престол достойного правителя. В деревенском мальчишке Чандрагупте он увидел черты неформального лидера и впоследствии сделал его правителем, разбив при этом даже войска великого Александра Македонского, завоевавшего к тому времени Индию.

 

Куда ведет коуч?

 

По-английски сoach это «карета», «повозка», и, следовательно, «коуч» – в переводе «кучер», что значит «управляющий и направляющий». Подобно тому, как кучер, управляющий тройкой лошадей, определяет путь, по которому следует ехать, коуч из множества альтернативных вариантов помогает найти клиенту наилучший. Это не всегда короткий путь: иногда длинный, но без значительных препятствий, предпочтительнее. Например, в задаче повышения индивидуальных продаж каждого сотрудника основным моментом работы коуча видится именно «натаскивание» работника по практическим навыкам продаж. На самом деле первостепенным фактором является раскрытие его личностного потенциала для максимизации собственной производительности и эффективности. При решении любых проблем задача коуча – «поселить в умах и сердцах» клиентов идею о том, что осознание и ответственность – два необходимых качества для повышения личной производительности в любом направлении бизнеса.

Куда может вести коуч? Конечно же, путь определяется проблемой, поставленной клиентом. Проблемы могут быть разные. Ни одна из них не похожа на другую. В общем случае коуч требуется там, где человек не в состоянии сам справиться с поставленной задачей или не может самостоятельно выявить причины личных неудач. Например, неудачное проведение презентации менеджером какого-либо товара или услуги. Менеджер сам по себе не может понять обстоятельств, приведших к провалу презентации, и обращается к коучу. В следующей презентации ему не хотелось бы делать те же ошибки, он предполагает провести ее лучше. Задача коуча – научить делать презентацию эффективнее. И коуч должен быть своего рода докой в этом вопросе – знать, как провести презентацию, чтобы она не была провальной.

Возможные пути совершенствования любых навыков своих клиентов или разрешения, казалось бы, неразрешимых вопросов коуч показывает «слегка», как бы направляя ответы клиентов в нужное русло.

В другом примере руководитель занят серьезным стратегическим проектом и нуждается в психологической подпитке и свободном обсуждении своих планов. Делать этого с коллегами он не может в силу разных причин: не видит единомышленников, боится утечки информации и т. д. Да и дома некому выслушать его рассказы о работе. И тогда он тоже обращается к коучу. Технология коучинга дает огромные возможности не только для ее применения в развитии бизнеса, но и в плане личностного роста для любого человека. Решение заниматься с коучем индивидуально и достаточно длительный срок, принимается, если человек очень хочет достичь успеха, но задачи, которые он перед собой ставит, бывают недостижимы в какое-то определенное время. Период работы с коучем может длиться от месяца до года в зависимости от сложности поставленной задачи. Постепенно совместно с коучем большие цели разбиваются на маленькие, и клиент достигает их при поддержке коуча. Развитие в человеке таких сильных сторон личности, как уверенность в себе, целеустремленность, умение радоваться жизни, – задача при коучинге личностного роста. Обычно люди, знавшие клиента и не видевшие его продолжительное время, после встречи с ним не узнают его. И это результат эффективной работы с коучем. Приятно видеть восхищение на лицах людей. Изменения, заметные для окружающих, для самого клиента являются уже давно обычным его состоянием. Все, что происходит на сессии коучинга, очень похоже на пластическую операцию. Результат тот же – появляется уверенность, меняется отношение к жизни, только для этого внешность менять не нужно. По словам одного молодого бизнесмена, индивидуальные занятия с коучем в течение одного года сделали то, на что у него могло уйти 10–20 лет упорных занятий над собой. И теперь он имеет то, чего мог бы добиться только к 40–50 годам.

 

Коуч – учитель

 

Чем лучше мы думаем о людях, тем они становятся лучше и тем более позитивных результатов достигают

 

Учительство как действо знакомо всем со школьной скамьи. Что же нужно, чтобы в процессе обучения в коучинге были получены позитивные результаты? От коуча требуется немало усилий, чтобы процесс «научения» проходил гармонично. Отношение коуча к подопечным можно определить следующим образом: влиять на клиентов, но влиять положительно. Для этого необходимо посылать им подсознательное сообщение, касающееся связанных с ними положительных ожиданий. Считается, что чем сильнее веришь в человека и ожидаешь от него позитива, тем выше вероятность позитивных результатов, достигаемых им. В бизнес-среде также требуется много навыков и практических знаний, которые для каждой конкретной ситуации может дать только «видавший виды» и умудренный опытом коуч. Для этого ему следует предоставить возможность активного обучения клиента, а также разработать упражнения для его активного вовлечения в обучение, а главное – наделить своих подопечных ответственностью за проекты. Обучение на коучинге в отличие от школьного и институтского обучения скорее проходит как неформальное и непреднамеренное.

 

 

«Делай как я», или Эффективное наставничество

 

Скажет коуч: «Ну а с чего ты взял, что ты этого не умеешь?»

 

В словаре русского языка «куратор» (от лат. curator – «попечитель», «опекун») имеет значение «лицо, которому поручено наблюдение за какими-либо работами». Там же слово «наставник» определяется как «руководитель», «учитель», а наставничество – как деятельность (работа) наставника.

Современная практика управления организациями, предприятиями, учреждениями и соответствующее словоупотребление превратили слова «куратор», «кураторство» в синонимы понятий «наставник», «наставничество». Хотя «по ощущению» последние два слова воспринимаются как более весомые. Основным и самым эффективным методом при наставничестве считается оказание помощи подопечному словом и делом. Именно получение информации «из первых рук» и обучение действием превращает начинающего специалиста в работника, обладающего всеми необходимыми навыками для работы. Поэтому наставниками всегда называли тех, кто обучает других.

Аналогично одним из важных моментов работы коуча является приобретение заинтересованным лицом практических знаний, навыков и умений, что и есть наставничество. Возникающие по ходу работы задачи порой вызывают даже у очень опытного сотрудника множество вопросов. И тут помощь коуча необходима – «как луч света в темном царстве». Активное участие в собственном обучении делает его эффективнее для клиента. На занятиях по обучению коучингу довольно популярная процедура обучения завязыванию галстука оборачивается получением реальных практических навыков в этом. Конечно, это простая процедура, но для того, чтобы освоить ее, необходимо многократно тренироваться. Только тогда станешь экспертом. Даже наиболее одаренные должны практиковаться и практиковаться, и лучше всегда под руководством более опытного учителя. Тем более в сложных вопросах бизнеса. Это не означает, что стать экспертом благодаря должному прилежанию может любой. Из двух человек, обладающих одинаковыми природными способностями, экспертом становится тот, кто более активен в своей деятельности, будь то сочинение музыки, юридические науки или предпринимательство.

 

Искусство вопросов

 

«Я только буду вопросы задавать, чтобы ты свою мечту услышал, понял и среди преград всех ее нашел»

 

Коуч и его «правильные» вопросы способны разбудить сознание и подсознание любого клиента и вывести его на правильный путь решения той или иной стоящей перед ним проблемы. Умело чередуя открытые и закрытые вопросы и перемежая их альтернативными, коуч как бы «вытаскивает» из клиента то, что самому клиенту, возможно, давно известно, но находится в настоящий момент не в зоне его внимания и наблюдения. Самым эффективным для рефлексии считается вопрос «Почему?». Он на самом глубинном уровне заставляет клиента задуматься над тем или иным вопросом. Но некоторых клиентов данный вопрос может поставить в весьма затруднительное положение. По аналогии с детьми: когда взрослые задают вопрос «почему?», ребенок испытывает некоторое обвинение. Он чувствует «суд» над собой, и его реакцией становится беспокойное молчание или воинственная попытка оправдаться, часто через обвинение другого. Если же детей, как и взрослых, спрашивать в менее обвинительной форме, то гораздо больше шансов получить описание причины инцидента: что вы пытались сделать, какие чувства определяли ваше поведение? Таким образом, стоит избегать «почему?» и заменять его в начале вопроса на «что», например: «Что вы хотели сделать?»

Коуч направляет самостоятельную работу клиента, задавая вопросы, например: «Какие препятствия вы видите на пути к вашей цели?», «Каким образом вы сможете преодолеть эти препятствия?» или «Достаточно ли у вас информации для того, чтобы доверять этому партнеру или сотруднику?», «Какова при этом степень риска?». Задача коуча в вопросной сессии помочь клиенту раскрыть его внутренние ресурсы для достижения положительных изменений в его поведении с другими и с самим собой.

 

Рефлексия по-желаемому

 

Из опыта работы коучей, работающих в различных направлениях бизнеса, самоконтроль и самоанализ самим клиентом прогресса обучения повышают его эффективность. Следует побуждать подопечных проводить самоанализ, причем оценка их прогресса должна затрагивать конкретное задание, а не личность.

К рефлексии россияне относятся предвзято. Никто и никогда не говорил им, что надо уметь анализировать то, что ты сказал или сделал в течение дня, правильно ли поступил для того, чтобы подвигаться к намеченной цели. Ни школьные учителя, ни профессура в университетах не придавали значения тому, что осмысление и рефлексия имеют решающее значение при самооценке личности и возможности самому двигаться вперед, без помощи других, если самостоятельно научился овладевать методикой рефлексии. Даже весьма зрелый человек редко имеет возможность задуматься над своим поведением и словами, так как не приучен этого делать. Правда, ссылается он чаще всего на банальную нехватку времени. Зато в Америке рефлексия давно поставлена почти «на поток». Бывает, даже топ-менеджмент «рефлексирует» над проблемами коллективно.

Термин «рефлексивные структуры» принадлежит Уоррену Беннису – признанному «гуру» в вопросах лидерства. Как показало его исследование, проведенное в начале девяностых годов, подавляющее большинство топ-менеджеров, лидеров и топ-профессионалов выстраивают для себя так называемые «рефлексивные структуры» – упрощенно: время и место для глубокого самоанализа, будь то несколько часов в неделю или дней в месяц.

С другой стороны, все чаще наблюдается коллективная рефлексия. Так, Мюррэй Далциель, глава ведущего департамента Hay Group, присоединился к небольшому коммьюнити CEO разных компаний, проводившему ежемесячные встречи. Члены этого сообщества создали атмосферу полного доверия, в которой каждый может получить адекватный и честный ответ на свои вопросы.

 

Коучинг как мотивация персонала

 

«Я бы назвала это возможностью думать более обширно, системно» (Мэрилин Аткинсон о коучинге)

 

Каждый обладает потенциальной способностью предвидеть события, по крайней мере, для себя. С коучингом эта способность усиливается и углубляется. У тех людей, которым повезло и которые работали с коучем области решения задач по мотивации персонала к работе в определенной компании, мнение о своей компании меняется: они считают, что их компания заботится о своих сотрудниках. В Америке многие большие компании, такие как Boeing, American Express, Motorola, используют коучинг как дополнительную мотивацию для талантов и будущих лидеров. Коучинг учит людей думать более системно и гораздо «шире» обычного. Люди становятся гибче в контактах, более творчески подходят к решению профессиональных задач. И даже делаются счастливее, если имеют возможность наблюдать свой внутренний рост как личности, что способствует повышению их мотивации к труду.

 

Как заставить человека поверить в себя: инструкции для коуча

 

«Все поддается развитию и упражнению» (Станиславский)

 

·        Если вы как коуч сегодня и хорошо отработали, правильно пережив проблему в синергетическом слиянии с клиентом, и клиент ушел вроде бы довольным, запишите это, зафиксируйте. Конечно, это нужно не для создания клише или штампов, но не исключено, что в следующий раз это вам пригодится в работе с другим человеком. Необходимо зафиксировать логику действий, а также их последовательность.

 

·        Говорить – значит действовать. Наше желание – внедрить в другого свое видение проблемы, и  неважно, увидит ее так человек или нет. Об этом позаботятся матушка-природа и батюшка-подсознание. Ваше дело – хотеть внедрить, а желание порождает действия.

 

·        Менее талантливый коуч пытается закрыть собою клиентов, которые в его руках являются простой глиной для лепки красивых лиц, поз, поступков и решений, с помощью которых он осуществляет свои интересные идеи. Но при отсутствии знаний, техники у клиента, он может только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, а затем рекомендовать клиенту следовать его примеру. Такое тоже возможно. Подлинно талантливый коуч усиленно заботится о том, чтобы его задания превышали творческие возможности его подопечного, и в подавляющем большинстве случаев не считается с творческим потенциалом клиентов. Наоборот, он всячески вдохновляет клиента на собственное творчество, на рождение своих идей.

 

·        Клиент идет на сессию к коучу не для развлечения – и незаметно для себя выходит от него обогащенный новыми мыслями, ощущениями и запросами благодаря духовному общению с коучем.

 

·        Мало понять и пережить то, что предложил клиент, – надо еще сделать идею автора реальной и суметь ее воплотить в предельно верный образ. Все вместе взятое – понимание, переживание и воплощение идеи – есть части одного целого, есть движение вперед, к гармонии формы и содержания. На сессиях коуча в силу его специфичности бывает труднее всего прийти к этому синтезу. В музыке и живописи легче. Найденный образ остается закрепленным на нотной бумаге композитора и на холсте художника. Очерченная модель решения той или иной проблемы остается лишь в уме.

 

·        Как верит ребенок в существование своей любимой игрушки и всей жизни в ней и вокруг нее, – точно так же и клиент коуча с момента появления «если бы» переносится из действительной, реальной жизни в плоскость иной, создаваемой, воображаемой им жизни. Поверив в это, клиент может начать творить. Заставьте его поверить в это.

 

Полюбите коучинг

              

               «Не спешите удивляться, жизнь полна импровизаций»

 

Работа коуча полна импровизаций и творческой насыщенности. Конечно, клиент обладает кое-какими знаниями, но база его знаний чаще неполная или фрагментарная. Коуч должен знать, как связать свои знания и фрагментарную или неполную базу опыта клиента. Чем больше этот разрыв, тем больше усилий требуется и от коуча, и от его подопечного, и тем больше разочарований может принести неполная коммуникация и той и другой стороне. Еще совсем недавно отечественные руководители не понимали, зачем в компании нужны тренинг-менеджеры, а сегодня ни одна крупная компания не обходится без их помощи. То же самое произойдет и с коучингом. В российском бизнесе назрело понимание необходимости совершенствования работы с людьми, изменения стереотипов поведения. Потому что люди, вне зависимости от национальности, культуры, расы, хотят быть счастливыми и строить свою жизнь наиболее эффективным образом, самореализовываться и раскрывать свои таланты, поскольку, как утверждал Абрахам Маслоу: «Человек, не реализующий свой потенциал, заведомо обрекает себя на несчастную жизнь». А так как коучинг – это одно из тех направлений, которое в состоянии удовлетворить эту потребность, его перспективы можно оценить как самые радужные. Полюбите коучинг, и вам эта любовь возвратиться сторицей, потому что:

  • вы научитесь видеть то, что наиболее важно и значимо для вас в жизни;
  • вы научитесь делать то, что наиболее важно и значимо для вас в жизни;
  • вы добьетесь понимания самого себя и других;
  • вы воплотите любую большую идею в реальность;
  • ваша жизнь превратится в сказку, полную изменений и чудесных превращений.