те люди, которые прошли обучение по тайм-менеджменту первыми, являются своеобразными носителями «ТМ-бациллы». М. Лукашенко

Марианна Анатольевна Лукашенко, д. э. н., профессор, проректор Московской инансово-промышленной академии, член рабочей группы РСПП по реформированию системы образования

 

Умение эффективно организовывать свое время, умение искусно согласовывать свои действия с действиями окружающих для выполнения поставленных рабочих задач в наши дни – одна из основополагающих компетенций современного профессионала, менеджера, руководителя. К сожалению, в России тайм-менеджменту не учат ни в школе, ни в вузе. Один из самых важных социальных и профессиональных навыков людям приходится осваивать либо «по наитию», адаптируя свой жизненный и социальный опыт к задачам бизнес-среды, либо просто работать, не владея базовыми инструментами самоорганизации.

 

 

В последние годы ситуация значительно изменилась к лучшему благодаря широкому распространению и востребованности семинаров и тренингов по тайм-менеджменту в корпоративной среде. На рубеже ХХ–ХХI веков сформировалась отечественная школа тайм-менеджмента, впитавшая лучшие классические западные подходы и предложившая ряд аутентичных российских разработок, адаптированных к современным реалиям нашей жизни. На данный момент мы можем уверенно говорить о разработанной и апробированной методологии преподавания тайм-менеджмента в рамках широко известных форматов бизнес-тренинга и/или бизнес-семинара, а также сравнительно новых, но прекрасно себя зарекомендовавших форм бизнес-консалтинга по вопросам управления временем.

 

В чем главная особенность обучения практическим навыкам тайм-менеджмента? В первую очередь эта особенность заключается в том, что искусство успевать относится к наиболее медленно осваиваемым навыкам, требующим кропотливой ежедневной системной работы. В режиме реального времени, прямо на семинаре или на тренинге, очень сложно, практически невозможно добиться отработки навыка, в отличие от тренингов по presentation skills (умению выступать публично), negotiations skills (умению вести переговоры) и даже selling skills (умению продавать), где это частично возможно.

 

Другая особенность заключается в том, что у большинства взрослых людей с определенным жизненным и профессиональным опытом и образованием существует некоторая иллюзия насчет того, что о тайм-менеджменте они уже довольно много знают, кроме того (что еще более осложняет ситуацию), что все, что им необходимо, они уже применяют в своей практике. Иллюзия совершенно естественная, так как большинству корпоративных служащих прекрасно известны прописные истины: нужно планировать свой рабочий день, вести ежедневник, структурировать различную информацию; более того, они действительно уже применяют те или иные приемы самоорганизации. Только профессиональному взгляду специалиста по управлению временем очевидно, что зачастую методы, приемы, инструменты тайм-менеджмента используются бессистемно, их комбинация может быть неработоспособной или просто неоптимальной, наконец, что декларации участников тренинга об использовании тех или иных тайм-менеджерских технологий и реальность далеко не всегда совпадают.

 

Поиск на сайте www.top-personal.ru

Продолжение читайте в печатной версии журнала

Гарантированные адреса розничной продажи журнала "Управление персоналом" (г. Москва)