Бендова Л. В. Директор Центра развития тьюторов, ведущий тьютор Международного института менеджмента ЛИНК Bendova@ou-link.ru
В предыдущей статье мы начали разговор о новой для российского бизнес-образования фигуре – тьюторе. Здесь мы продолжим рассмотрение особенностей деятельности тьютора, которые самым непосредственным образом связаны с особенностями системы Открытого дистанционного образования, в рамках которой эта деятельность осуществляется. А затем выясним, как становятся тьютором.
Эмоциями делу… поможешь
Мы уже отмечали ранее, что обучение в ОДО центрировано, скорее, на обучающемся, чем на тьюторе. Смещение акцента с тьютора на обучающегося передает ему ответственность за процесс собственного обучения, что увеличивает свободу выбора, возможность самореализации и самоизменений. Однако в каждой возможности учиться присутствуют сильные эмоции (такие, как радость достижения или беспокойство и боязнь неудач), которые могут либо способствовать, либо препятствовать изменениям.
Возможность появления негативных эмоций связана с особенностями взрослых обучающихся и их предшествующим опытом. Привычный для большинства из нас процесс обучения предполагал, что как от объектов учебного процесса (школьного, университетского) от обучающихся в основном требовалось быть получателями заранее определенных для них знаний, что формировало зависимость от знаний других людей и обеспечивало минимальную поддержку развитию социальных или эмоциональных навыков.
В результате подобной зависимости может формироваться блок, препятствующий исследованию нового, который может быть охарактеризован как персональная защитная система. Потребность чувствовать себя компетентным, состоятельным, способным контролировать и ощущать комфорт для нас самих и при взаимодействии с другими устанавливает границу вокруг способности взрослого человека учиться и меняться. Эта граница строится как защита против беспокойства и неопределенности. Чем выше статус и престиж человека, тем труднее, по мнению К. Рождерса, отказаться от подобных защитных реакций.
В задачи тьютора входит создание благоприятной обстановки, которая является не подавляющей, а одновременно комфортной и доброжелательной, разнообразной и стимулирующей. Создание такой особой обстановки устраняет препятствия для творческих проявлений, побуждает обучающихся менеджеров к развитию творческой деятельности и исследовательскому мышлению. Для тьютора же появляются дополнительные возможности управлять и придавать смысл процессу изменений как на уровне изменений в знаниях и умениях, так и на уровне личности обучающегося.
Продолжение читайте в печатной версии журнала
Гарантированные адреса розничной продажи журнала "Управление персоналом" (г. Москва)