Пархоменко С.
Количество компаний, которые заказывают корпоративные тренинги для своих сотрудников, стремительно растет. Формат таких тренингов подразумевает, что тренинг проводится для группы сотрудников компании-заказчика, а провайдер обучения (тренинговая компания или тренер-фрилансер) адаптирует или разрабатывает программу тренинга исходя из запроса, пожеланий и специфики сферы деятельности заказчика.
Однако, несмотря на активное развитие и рост популярности таких мероприятий, у многих заказчиков после проведения тренинга возникают вопросы: «Почему после такого хорошего тренинга, на котором тренер понятно объяснил, как и что нужно делать, все осталось так же, как было до тренинга?», «Почему хорошие идеи, которые на тренинге все поддержали, не были воплощены?»
Ситуация, когда после тренинга у участников лишь на некоторое время возникает трудовой энтузиазм и масса идей относительно того, как улучшить процесс работы («Мы теперь знаем, как работать лучше и эффективнее!»), типична. Но это состояние «просветления» обычно проходит буквально в течение одной-двух недель, и все возвращается на круги своя.
Не менее типична ситуация, когда после тренинга в рабочей деятельности вовсе ничего не меняется – сотрудники просто возвращаются к своей работе и делают ее абсолютно так же, как и до тренинга. При этом в курилке обсуждаются мысли о том, как нужно было бы «по уму» организовать работу в компании.
Компании-заказчики пытаются повышать эффективность проведения корпоративных тренингов за счет более тщательного выбора провайдера обучения, более глубокой проработки программы тренинга, более точной предварительной диагностики потребности в обучении, введения процедур оценки эффективности обучения, организации «многосерийных» периодических тренингов или заказа сессий поддержки. Безусловно, это необходимо для повышения эффективности корпоративных тренингов и дает результат. Но не всегда и не столь выраженный, как хотелось бы.
Проблема в том, что один из ключевых аспектов эффективности корпоративных тренингов находится вне собственно тренингового процесса. Он заключается в организации системной деятельности внутри компании до и после тренинга, направленной на реализацию желательных изменений в деятельности сотрудников и работе организации в целом. Этот момент хронически упускается из вида большинством заказчиков: тренинг воспринимается как некая «вещь в себе», которая сама собой должна вызвать некие желаемые изменения. Но изменения не могут возникать только потому, что тренер рассказал сотрудникам о новых способах и подходах к их работе, показал и дал попробовать, как это работает.
Иными словами, качественный тренинг создает лишь потенциал для возникновения неких изменений, улучшений. Чтобы этот потенциал реализовался, руководство совместно с HR-подразделением должно приложить определенные усилия. Не получится просто заплатить денег провайдеру обучения и наслаждаться результатом – нужно проделать немалую работу с сотрудниками внутри компании, чтобы потраченные ресурсы дали желаемый результат.
Продолжение читайте в печатной версии журнала
Гарантированные адреса розничной продажи журнала "Управление персоналом" (г. Москва)