Период, когда профессия развивается хаотично, на ощупь, не должен затягиваться. Интервью с С. Данилкиной

Софья Данилкина, председатель Национального союза кадровиков

 

 

: Для Национального союза кадровиков на сегодняшний день, как известно, главным проектом стала разработка стандартов профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента. Какие трудности возникают в процессе этой работы? Ведь не так просто обозначить четкие критерии и параметры профессии при существующем многообразии задач и функций, которые выполняют специалисты кадровых служб.

 

– При том, что диапазон решаемых кадровиками задач очень велик, существует несогласованность в их понимании, в осознании роли специалиста службы персонала в компании, отсутствуют внятные требования к квалификации. В числе прочих причин все это послужило основанием для того, чтобы начать работу по формированию профессиональных стандартов.

 

Сейчас в некоторых компаниях можно встретить менеджеров, а то и директоров по управлению персоналом, основная и практически единственная функция которых – ведение кадрового учета и делопроизводства. А есть администраторы отдела кадров, в чьи обязанности входят подбор и оценка персонала, развитие корпоративной культуры и внутрифирменных коммуникаций и т. д. Иногда руководители, наняв опытного специалиста, способного решать очень сложные проблемы в области управления человеческими ресурсами, используют только малую часть его возможностей, загоняют его в тесные рамки. А бывает, что, наоборот, от кадровика, не обладающего достаточными знаниями, начинают требовать невозможное.

 

Период, когда профессия развивается хаотично, на ощупь, не должен затягиваться. Существующую сегодня «неразбериху» можно исправить, систематизировать только при наличии хорошо продуманных, объективно обоснованных стандартов, на которые можно было бы ориентироваться. Наша профессия в России считается молодой, но определенный путь развития ею уже пройден, уже заложен прочный фундамент, на основе которого в настоящее время формируется «цеховая» культура, происходит становление и организационное оформление профессии. Сегодня – время системного осмысления основных принципов и норм профессиональной деятельности накопленных знаний, обогащенных практическим опытом многих сотен специалистов. Начало работы по формированию стандартов – свидетельство профессионализации кадрового менеджмента в России.

 

А если говорить о трудностях, с которыми нам неожиданно пришлось столкнуться, то нет ничего, что было бы нами заранее не изучено и не спрогнозировано. Мы хорошо знаем и реально оцениваем те условия, в которых формируются стандарты. И поскольку в профессиональной среде есть понимание важности и необходимости их разработки, есть поддержка многотысячного профессионального сообщества, все сложности преодолимы.

 

: Авторитет Национального союза кадровиков в профессиональной среде довольно высок. А насколько вы чувствуете поддержку ваших инициатив, в частности в разработке стандартов, со стороны бизнеса и государства?

 

– Государство было готово к нашей инициативе. В апреле этого года в интернет-интервью председатель Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике Андрей Исаев отметил, что будет правильно, если сообщество кадровиков самостоятельно выработает свои профессиональные стандарты, а государство поддержит его в этом. Мы заручились поддержкой Федеральной службы по труду и занятости – ее руководитель Максим Топилин возглавил Комиссию НСК по разработке стандартов.

 

Очень важно, что профессиональные стандарты не «навязываются» кадровому сообществу, не спускаются сверху. Систему координат в профессии должны разрабатывать те, кто имеет к ней непосредственное отношение. То есть сами профессионалы, которые могут точно и в полном объеме сформулировать максимально приближенные к реальной практике стандарты своей деятельности.

 

Все стандарты, действующие в странах – членах Европейской ассоциации по управлению персоналом, в которую входит и НСК, разработаны и внедряются национальными HR-объединениями. Организация работы по формированию профессиональных стандартов, которые будут действовать в России, – наша обязанность и задача.

 

В состав разработчиков стандартов помимо практиков-специалистов и директоров по управлению персоналом ведущих российских компаний входят авторы книг и учебников по кадровому менеджменту, известные консультанты, представители науки и образования. Стандарты строятся не только на практической, но и на серьезной научной основе. Та модель компетенций, которая будет разработана в ходе проекта, может стать ориентиром и для вузов, которые ведут подготовку специалистов в области кадрового менеджмента.

 

: Какова в этой работе роль членов профессионального сообщества, десятков тысяч специалистов, для которых в первую очередь эти стандарты создаются?

 

– Мы стараемся, чтобы никто из кадровиков не оставался в стороне. Мы не только подробно освещаем все этапы работы комиссии, но и обращаемся за помощью ко всем коллегам. Проведено широкомасштабное исследование, в котором приняли участие специалисты со всей России. Его целью было собрать полный перечень функций и задач, которые решают сегодня специалисты службы управления персоналом на российских предприятиях. Кадровики приняли активное участие в анкетировании, предоставив комиссии обширный материал для работы.

 

: Профессиональные стандарты в области кадрового менеджмента существуют во многих странах. Зачем создавать свои, когда можно позаимствовать уже действующие, проверенные?

 

– Обратите внимание, что в каждой стране действуют свои, а не одни и те же, общие для всех стандарты. Да, общаясь с зарубежными коллегами, мы видим, что наши профессиональные интересы, проблемы, которые мы решаем, в целом схожи. Но у нас, как и в любом другом государстве, кадровый менеджмент имеет свои особенности. Существует практика привлечения к разработке стандартов специалистов из других стран, уже имеющих такой опыт. Так произошло, например, в Болгарии: были приглашены представители CIPD (Великобритания). Но при этом их стандарты не скопированы с британских, а создавались на «национальной почве». Надо учитывать и уровень развития профессии, и специфику организации бизнеса, традиции, менталитет, степень влияния государства на вопросы регулирования трудовых отношений и многие другие нюансы. Большое значение имеет, на каком фундаменте, в какое время формируются стандарты, с какой целью. Многие национальные HR-ассоциации после их внедрения регулярно их пересматривают, что-то изменяют, добавляют. Конечно, зарубежный опыт мы изучаем и берем на вооружение.

 

: Когда НСК планирует завершение работы над стандартами?

 

– Я бы не стала говорить о завершении. После принятия стандартов работа над ними еще будет продолжаться. Необходимо, чтобы они прошли апробацию на практике, после чего не исключено, что они будут актуализироваться.

 

А представить стандарты профессиональному сообществу мы планируем на II Всероссийском кадровом форуме, который Национальный союз кадровиков проводит 24 ноября 2006 г.

 

: Расскажите, пожалуйста, о предстоящем форуме.

 

– Форум, организуемый НСК, проводится при поддержке Федеральной службы по труду и занятости, Общественной палаты РФ и Торгово-промышленной палаты. Его тема – «Человеческий ресурс как фактор экономического роста. Роль кадрового менеджмента в решении государственных задач». А пройдет он в Москве, в отеле «Космос».

 

В первом всероссийском кадровом форуме, который состоялся в прошлом году, приняли участие более 1000 специалистов со всей страны. Мы рассчитываем, что в этот раз состав участников будет столь же многочисленным и представительным. Форум – это возможность активизировать диалог между кадровым сообществом, бизнес-сообществом, общественными и государственными организациями. На нем обсуждаются как актуальные профессиональные, так и общегосударственные и социально значимые вопросы.

 

Как и год назад, программа II Всероссийского кадрового форума будет включать пленарное заседание и практический секционный блок. Для участия в пленарном заседании вместе со специалистами и руководителями кадровых служб российских предприятий приглашены представители всех организаций, заинтересованных в решении поднимаемых на форуме вопросов. Это Государственная Дума РФ, Общественная палата, ТПП РФ, РСПП, КСОРР. В центре внимания на пленарном заседании будет тема, связанная с ролью кадрового менеджмента в реализации приоритетных национальных проектов. В ее обсуждении примут участие представители Минэкономразвития, Администрации Президента, Министерства регионального развития, Минобразования.

 

В рамках Форума состоится ассамблея региональных делегаций, посвященная проблемам внутренней миграции и региональных рынков труда. Надеемся, что предложения, которые будут подготовлены по ее итогам, составят практическую пользу для упомянутых структур федеральной законодательной и исполнительной власти.

 

В ходе секционной программы Форума будут обсуждаться вопросы практической деятельности кадровой службы. Выступят ведущие специалисты и директора по управлению персоналом.

 

Специально для участия в Форуме приедет гуру западного HR-менеджмента, признанный эксперт и практик в области управления персоналом Майкл Армстронг – соуправляющий партнер консалтинговой компании Coopers & Lybrand, член Лицензированного института персонала и кадрового развития (CIPD), почетный профессор университета Брунел. Он проведет мастер-класс для российских специалистов.

 

Интересными обещают быть мастер-классы известных и наиболее успешных российских топ-менеджеров в области управления персоналом. Своим опытом с коллегами поделятся «звезды» профессии Руслан Ильясов, директор по работе с персоналом Alcoa Россия, и Станислав Шекшня, председатель совета директоров, председатель комитета по кадрам и вознаграждениям ОАО «СУЭК».

 

И конечно, отдельные секции будут посвящены проблемам применения трудового законодательства. Поскольку в этом году произошло очень важное и давно ожидаемое кадровиками событие – принят Федеральный закон, внесший изменения в Трудовой кодекс РФ, этому вопросу уделено еще большее внимание, чем обычно. С комментариями и оценкой произошедших изменений и нововведений выступят наиболее авторитетные среди кадровиков эксперты в области трудового права и кадрового делопроизводства.

 

: В интервью  вы уже рассказывали о том, что в рамках Национального союза кадровиков действует Комитет по трудовому законодательству и кадровики принимают участие в совершенствовании законодательной базы. Учтены ли предложения членов профессионального сообщества в новой редакции ТК РФ?

 

– Да, многие несоответствия и пробелы в Трудовом кодексе, о которых говорили кадровики, устранены. Но и законодатели, и практики-правоприменители понимают, что все проблемы разом не могли быть решены, и Кодекс требует дальнейшего совершенствования. Поэтому наш Комитет продолжает работу. Насколько хорош новый закон, покажет практика. Но уже ясно, что большое число нововведений и неоднозначность их оценок влекут за собой серьезные трудности, связанные с применением законодательства. И сейчас для нас одна из важных задач – помочь кадровикам в преодолении этих трудностей. Сегодня они особенно нуждаются в поддержке, в квалифицированных рекомендациях и комментариях. Национальный союз кадровиков разработал масштабную программу поддержки специалистов, профессиональную деятельность которых напрямую затронули изменения в трудовом законодательстве. В ней задействованы специализированные печатные издания, интернет-портал www.kadrovik.ru. Ключевым мероприятием этой программы стала двухдневная конференция, которую мы провели в начале октября, накануне вступления закона в силу. Конференция проходила в Москве и транслировалась еще в 35 городов России.

 

Кроме того, с сентября этого года действует Вечерняя школа кадровика. Первая учебная программа Школы – двухнедельный Курс молодого бойца – в значительной степени посвящена проблемам применения трудового законодательства.

 

: Традиционный вопрос – о планах. Какие новые проекты готовит Национальный союз кадровиков?

 

– В последнее время все чаще специалистами по персоналу высказывается мнение, что обсуждение профессиональных проблем гораздо эффективнее, если в нем участвуют представители компаний одной сферы деятельности. Отраслевая специфика организации в немалой степени отражается на работе кадровой службы. Идея более глубокого и предметного профессионального разговора в кругу коллег, решающих похожие задачи, неоднократно высказывалась участниками всероссийских и региональных мероприятий НСК. И поэтому сейчас мы начинаем новый цикл отраслевых конференций. В рамках осенней сессии НСК впервые организуются встречи специалистов кадровых служб компаний, входящих в какой-либо один сектор рынка. Открывает цикл конференция для представителей торговых компаний. Затем в январе следующего года пройдет конференция для специалистов по управлению персоналом производственных предприятий.

 

Один из проектов, который мы не только готовим, но и уже начали реализовывать, – это издание своего журнала. Журнал называется Kadrovik.ru – так же, как и популярный кадровый интернет-портал. Журнал и сайт дополняют друг друга. С помощью Интернета создается интерактив, взаимная связь с читателями. Более того, кадровики являются не только читателями, но и создателями этого журнала. Его политика, тематика статей определяются не редколлегией, состоящей из нескольких специалистов, а всеми участниками нашего портала – более 77 000 человек. Они являются главными идеологами и рецензентами материалов, которые мы публикуем.

 

Уже пять лет благодаря НСК российские кадровики общаются, обмениваются опытом и помогают друг другу. Мы уже не просто коллеги, а многотысячный коллектив единомышленников. А теперь мы вместе делаем и свой собственный журнал. Он не о работе, а о профессии, обо всем, что с ней связано, о людях, которые по праву называются профессионалами или стремятся к этому, о том, какие проблемы мы решаем и что нас ждет в будущем.

 

Уже в ноябре увидит свет пилотный номер журнала. А с января 2007 г. Kadrovik.ru начнет выходить ежемесячно.

 

: Спасибо!

 

Cайт компании: 


 

 

Поиск на сайте www.top-personal.ru

Гарантированные адреса розничной продажи журнала "Управление персоналом" (г. Москва)