Деструктивные оппозиционеры стараются скрыть свое противодействие, отрицают оппозиционные намерения. С. Горностаев

С. Горностаев

 

Многие руководители сталкиваются в своей деятельности с так называемым оппозиционным поведением сотрудников и испытывают значительные затруднения с выбором реакции на него либо, ничем не затрудняясь, реагируют абсолютно неадекватно. Между тем проявления «оппозиционного» поведения выступают индикаторами эффективности управления и помогают более обоснованно принимать управленческие решения.

 

 

Анализ понятия, видов, проявлений оппозиционного поведения, а также его влияния на коллектив и эффективность групповой деятельности, изложенный в статье, даст возможность руководителю адекватно реагировать на оппозиционное поведение, обращая его в конкурентное преимущество организации.

 

Термин «оппозиционное» образован от английского слова opposition, которое дословно переводится как «сопротивление», «противодействие», «противоположность» или «контраст». Основной отличительный признак оппозиционного поведения в том, что это не инициативное поведение, а некоторая реакция сотрудника. Оппозиционное поведение понимается как реакция сотрудника на политику руководства в целом и на отдельные решения руководителя, которые могут выражаться в заявлениях, указаниях, нормативных актах, действиях и т. д. Причем это всегда, в некотором роде, отрицательная реакция – противоположная, контрастная, сопротивляющаяся или противодействующая.

 

Исходя из этих признаков, к «оппозиционному» могут быть отнесены весьма разнообразные как по формам проявления, мотивам, так и по последствиям виды поведения.

 

Необходимо выделять следующие основные виды оппозиционного поведения.

1.    Деструктивно-оппозиционное поведение – поведение, противодействующее ценностям и целям организации, политике руководства и реализации принимаемых руководством решений. Объектами такого поведения могут выступать: личность и деловые качества руководителя, коллектив, материальные и моральные ресурсы организации, организационные и производственные процессы, ценности и результаты деятельности организации.

 

Мотивы: личная неприязнь к руководителю или месть, реализация эмоциональных потребностей – вымещение агрессии и напряжения или получение острых ощущений, нонконформизм, личная выгода от оппозиционного поведения, неприятие ценностей и целей, отдельных решений.

 

Проявления: деструктивные оппозиционеры стараются скрыть свое противодействие, отрицают оппозиционные намерения. Все наблюдаемые проявления оппозиционности со стороны людей данной категории – следствие их неосторожности или потери контроля над собой. Возможные деструктивно-оппозиционные действия многочисленны и разнообразны, например: умышленное невыполнение или некачественное выполнение возложенных обязанностей и указаний; вредительство; распространение сведений, порочащих организацию, коллектив или руководителя; провоцирование конфликтов среди сотрудников; сотрудничество с конкурирующими организациями и другими источниками угроз безопасности, формирование неблагоприятного социально-психологического климата в коллективе, экономические преступления против организации и т. д.

 

Поиск на сайте www.top-personal.ru

Продолжение читайте в печатной версии журнала

Гарантированные адреса розничной продажи журнала "Управление персоналом" (г. Москва)