Стимулирование экономии в службе снабжения. Подобный Д. Л.

Автор:


Дмитрий Леонидович Подобный, генеральный директор консалтинговой компании «Практика роста», www.praros.ru, dp@praros.ru
Автор имеет значительный практический опыт работ по реорганизации предприятий и холдингов


В настоящее время внимание руководителей большинства предприятий сконцентрировано на снижении издержек. Один из основных резервов для этого – снижение расходов на закупки сырья и комплектующих. Практика показывает, что во многих отраслях за счет грамотного управления снабжением можно снизить расходы на закупки примерно на 10 %.
Причины высокой стоимости материалов и комплектующих для компании
В реальной жизни наиболее часто встречаются следующие причины роста стоимости закупок.
1. Воровство. При отсутствии контроля менеджеры по закупкам нередко находят общий язык с поставщиками, соглашаются на завышение цен и получают за это откаты. Чаще всего такая практика встречается в государственных организациях или в крупных монополиях. Причем в холдингах, не имеющих централизованной системы снабжения, иногда возникает не только вопрос доверия к менеджерам по закупкам, но и вопрос доверия к руководителям предприятий. Чем меньше компания (предприятие), тем меньше вероятность откатов. Кроме завышения цены мне встречались и более экзотические случаи. Например, при приемке товара завышался (не без участия отдела контроля качества) сорт сырья, что приводило к увеличению его расхода в производстве.
2. Привыкание к поставщику. Поставщики прилагают много усилий, чтобы поддерживать отношения с людьми, представляющими интересы потребителя. Это их работа. Системы дополнительной мотивации, подарки к праздникам, участие в семинарах и культурных мероприятиях, поддержание регулярного общения – все это направлено на то, чтобы удержать потребителя. В отличие от откатов это вполне цивилизованные и легальные меры, которые часто полезны и потребителю – например, помогают его снабженцам быть в курсе последних новинок. Но при этом менеджер по снабжению, если он не мотивирован на снижение цен, становится менее агрессивным при работе с поставщиком и перестает искать альтернативных поставщиков. Потому что ему нравится работать с Иваном Ивановичем, который во всех отношениях ему приятен и удобен. Иногда создаются дополнительные барьеры для смены поставщика – например, стандартизация требований и процедур заказов делает работу со старым поставщиком комфортной, и заново согласовывать эти процедуры с новым поставщиком менеджеру просто не хочется. В результате поставщик, который начинал работу с низкими ценами, постепенно их повышает, и через год оказывается, что сырье поставляется на 10 % дороже, чем на рынке, но менеджер об этом не догадывается, а если и догадывается, у него есть масса оправданий: надежность поставщика, стабильное качество, удобные сроки заказа и оплаты и т. п. Некоторые из этих причин действительно важны, поэтому руководитель предприятия верит менеджеру по закупкам.