Я очень благодарен тому, что на рынке образования есть конкуренты. Интервью с Д. Гудзенко

По мнению аналитиков, отечественный ИТ-рынок труда характеризуют две основные тенденции: первая – значительный рост спроса на ИТ-специалистов, вторая – высокий качественный уровень, которого ожидают предприятия от сотрудников ИТ-отделов. Если соотнести эти тенденции с ситуацией, которая сложилась на кадровом рынке, то становится понятно, что налицо достаточно резкий дефицит профессиональных ИТ-специалистов. Вслед за этими тенденциями существенно возросла роль специализированных учебных центров и потребность в их услугах. Рынок обучения быстро реагирует на запросы ИТ-рынка ростом конкуренции среди учебных центров, расширением линейки учебных программ и курсов. О развитии ИТ-рынка, о новых программах и корпоративных клиентах в интервью УП рассказывает наш гость – Дмитрий Юрьевич Гудзенко, директор Центра компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н. Э. Баумана.

У. П.:

– Пятнадцать лет в бизнесе... Если бы вы все начинали сначала, что сделали бы по-другому?

 

– Наш путь развития был уникальным и в равной степени типовым. Начинали мы без стартового капитала, не имея финансовых покровителей. В основе всего была идея, основанная на инициативе молодых инженеров: создать учебный центр по обучению компьютерным технологиям. Хорошо помню сомнения даже со стороны моих коллег в 1991 г., что идея обучения компьютерным технологиям может получить реальное воплощение, ведь все можно узнать из книг. Но, как показала практика, очень многие люди хотят, чтобы их действительно учили информационным технологиям, причем качественно и быстро. Думаю, что основные факторы, которые нам все время помогали в развитии, – это традиции МГТУ им. Баумана, знание методологии и навыки преподавательской деятельности. Это то, что закладывалось в этих стенах с 1830 г. и что до сих пор выгодно отличает нас при всем разнообразии предложений на рынке обучения. Как я люблю говорить, последние 176 лет здесь учат технике. Поколениями преподавателей и выпускников поддерживаются традиции русского технического обучения, когда преподаватель по-честному возится со студентами, выполняя свою задачу: передать знания и подготовить к использованию их на практике. Да и тот факт, что «бауманка» всегда специализировалась на обучении не просто фундаментальном, а фундаментальном под конкретные задачи, также в значительной степени нам помогает. Все наши курсы ориентированы на получение знаний, необходимых для выполнения производственных задач. Это не абстракция, не расширение кругозора, не тусовки и междусобойчики, а реальные учебные программы, которые дают людям настоящие знания. Наши преподаватели не рассказывают анекдоты, они занимаются отработкой навыков. Традиционный русский метод обучения ремеслам объединяет максимальное количество практических занятий и возможность самостоятельного применения полученных навыков. Поэтому мы вполне осознанно и постоянно ведем борьбу с диктовкой и записями. В этом нам помогает издание собственных учебников. Принцип прост: все, что можно написать, мы лучше распечатаем и предоставим слушателям, которые под руководством преподавателя сами все попробуют и сделают первые шаги.

На ваш вопрос, что сделал бы по-другому, ответить сложно. Это как в ответе на вопрос: что ты изменил бы в своей жизни, если бы представилась возможность переписать свою биографию? Большинство, как известно, ничего менять не стало бы. Применительно к нам – возможно, мы быстрее и интенсивнее развивались, не сделали бы каких-то ошибок, но, с моей точки зрения, собственный опыт – это бесценная вещь. Во многом мы развивались естественным путем, плавно и постепенно, от двух-трех человек до 350, работающих сегодня в Центре.

 

У. П.:

– Девяностые годы во многом стали этапными для российского ИТ-рынка: динамика развития, появление новых программ, многократно возросший спрос на ИТ-специалистов и пр. Ваша компания росла и развивалась вместе с рынком. Тем интереснее было бы узнать ваше мнение о процессах, происходивших на рынке, и о том, что отличает день сегодняшний.

 

– Именно то, что все эти 15 лет у Центра было ровно-поступательное развитие, и помогает ответить мне на ваш вопрос. Рынок действительно кардинально изменился. Во-первых, он стал более профессиональным. Еще несколько лет назад требования к уровню знаний на обучающих курсах были гораздо ниже. Даже прошедшего краткий курс выпускника, как специалиста, сразу приглашали на работу. Это было время колоссального дефицита людей с хотя бы минимальным набором каких-то знаний. Если мы говорим о сегодняшнем дне, то, с одной стороны, специалистам стало гораздо проще устроиться на работу, тем более что и зарплаты выросли в десятки раз. Обратная сторона процесса – повышение требований к качеству знаний. Сегодня уже недостаточно пройти один простенький курс – востребованы серьезные комплексные программы подготовки.

Интересная тенденция последних лет – возросшие траты компаний на обучение персонала. Когда мы начинали в 90-х, практически 90 % наших слушателей составляли частные лица и только 10 % были из числа тех, кого направили компании. Сейчас ситуация иная: 60 % – это корпоративные слушатели и 40 % учатся за свой счет. В перспективе, думаю, доля корпоративных клиентов вырастет еще больше. В конкурентных условиях бизнеса, борьбы за качественный персонал и дороговизны новых кадров компаниям становится выгодно вкладывать деньги в обучение собственного персонала. А то, что мы работаем с частными лицами и компаниями, – очень большое преимущество нашего Центра. В первую очередь за счет уникального опыта, сочетающего соответствие запросам простого слушателя и корпоративного заказчика.

К корпоративным клиентам пришло понимание того, что людей надо учить. Повысились и требования к содержанию образовательных программ, уровню дополнительных услуг. Сегодня люди стремятся не просто получать знания, а в сроки и время, в которые им удобно, в комфортной обстановке. Кроме того, они хотят иметь поддержку этих знаний по окончании обучения.

 

У. П.:

– Каким должен быть сервис образовательных услуг для современного бизнеса? Какие требования к процессу обучения предъявляют ваши клиенты?

 

– Поскольку любое обучение – это большое напряжение сил, то, если говорить о нем в плоскости услуги, на мой взгляд, наиболее близким к нему по сервису является туристический бизнес. Логистика очень простая: тоже собирается группа, куда-то отправляется, кто-то ими занимается, но, в отличие от процесса обучения, человека просто развлекают, ему не приходится развивать, активизировать свою умственную деятельность. Только обучение – это одна из немногих услуг, когда человек сам активно участвует в результате. Поэтому наша задача – сделать все, чтобы, придя на обучение, наши слушатели чувствовали себя комфортно, созданное окружение должно способствовать только усвоению знаний. Нельзя, чтобы что-то отвлекало, слушатели должны сидеть в удобное для себя время и в удобном месте. Кроме того, обучающая компания должна предоставить все для того, чтобы обучение было эффективным: учебные материалы, пособия, консультации. Помимо этого, результаты обучения должны сопровождаться поддержкой, закреплением навыков. Наш постсервис уникален: специальная линия консультации – база знаний, к которой мы подключаем наших слушателей с возможностью заочных консультаций, плюс очные встречи.

В дополнительных услугах очень важен этап выбора, чему стоит учиться. Строго говоря, сложность курсов и то, что они достаточно короткие, делает дополнительное образование в области информационных технологий очень критичным и требовательным к правильному выбору курса под слушателя.

Если мы говорим о студентах, то они все имеют примерно одинаковый уровень подготовки выпускника средней школы. У вуза есть 5–6 лет, чтобы их выровнять. В плоскости дополнительного образования мы говорим о недельных курсах. Понятно, чтобы курс по какому-то продукту или его особенностям был пройден эффективно, важно, чтобы слушатель четко знал предмет и ему было интересно. Поэтому наша задача – подобрать такую группу, в которой преподавателю не пришлось бы тратить время на выравнивание уровня знаний. Поэтому этап предварительной консультации и выбора курса в дополнительном образовании очень важен. Ключевой фигурой этого процесса в нашем Центре является консультант по выбору курса под задачи конкретного слушателя или компании. И это особенно критичное условие при корпоративном заказе, когда обучается большое число людей, и есть прекрасная возможность повысить эффективность обучения за счет правильного формирования групп. Самый простой вариант – разделение слушателей по уровню подготовки на группы и адаптация программы под уровень каждой группы. Причем это не требует никаких дополнительных затрат, но резко повышает качество обучения.

 

У. П.:

– Кроме того – наверное, в силу однородности – происходит и внутренняя работа в самой группе.

 

– Да, по аналогии с программами МВА, только на обучение у них есть два года, а в нашем случае – неделя-две. По принципу вузовской подготовки, когда все курсы должны укладываться в серию и каждая часть должна быть самодостаточной, специфика нашего Центра и его уникальность – в полностью закрытой цепочке, от начального уровня до самого продвинутого и серьезного.

Мы можем взять человека, который вообще не знал ПК, и подготовить от знания ИТ-основ, курсов по Интернету, настройке и ремонту компьютеров, основам сети и майкрософтовским сетевым технологиям до уровня профессионального сетевика. Обычно компании работают по низкому сегменту или, наоборот, по высокому. Наш Центр охватывает полный цикл, мы беремся и за обучение пользователей, и сетевиков, не считая, что одно противоречит другому. Наоборот, только комплексный подход позволяет понять, какие знания и навыки необходимы и сетевикам, и пользователям, а значит, можем правильно спланировать и более системно посмотреть на процесс обучения.

 

У. П.:

– В Центре представлена многовариантная линейка курсов. Чем вы руководствуетесь, принимая решение о запуске нового проекта?

 

– Наш основной профиль деятельности – это краткосрочное обучение на интенсивных курсах по информационным технологиям. Портфель курсов складывался годами, постепенно расширяясь. И сегодня наш Центр является единственным учебным центром, поддерживающим обучение по Microsoft, Autodesk, Adobe, Corel, по Quark Express, Linux. Перечислять можно долго, пальцев у меня на руках не хватит точно. При этом по каждому направлению наши объемы превышают объемы любого специализированного учебного центра. Фактически можно сказать, что мы – это университет дополнительного образования. При этом Центр признан лучшим Microsoft и Autodesk, является единственным учебным центром Corel и SolidWorks в Москве, первым учебным центром Adobe и т. д. В каждой сфере мы не просто охватываем всего по чуть-чуть, а развиваем серьезные самостоятельные направления.

Но, естественно, наша деятельность ориентируется на рынок труда и реальный массовый спрос. Если возникает новый спрос, мы готовы предложить программу курса. Поэтому постоянно расширяем линейку программ, с одной стороны, под воздействием спроса, а с другой – нас к этому стимулируют преподаватели-энтузиасты, которые считают, что деньги, слава, почет приходят позднее, главное для них – это открытие новых профессиональных горизонтов, возможность самореализации.

 

У. П.:

– На какие курсы рынок сегодня диктует активный спрос?

 

– Мне всегда непросто отвечать на такие вопросы, в силу количества сегментов рынка и разноплановых слоев слушателей. Несмотря на то, что последние 10 лет ведутся разговоры о том, что начальная подготовка вообще никому не нужна, очень многие, особенно в Москве, все-таки проходят начальную ИТ-подготовку. Если говорить о наиболее популярных направлениях, то в последнее время очень большой спрос на графику: Photoshop, Corel, Quark, допечатную подготовку и видеомонтаж. Постепенно эти курсы становятся все более массовыми. Тем более что спрос на рынке на таких специалистов очень велик. В любом дворе вы увидите маленькое фотоателье, где делают фотографии, используя Adobe Photoshop, и вплоть до очень серьезных вещей – веб-дизайна.

Мы – первый учебный центр Adobe, авторизованный в России. Единственный в России сертифицированный инструктор Corel  это наш преподаватель.

Строительный бум вызвал огромный спрос на такие программы, как Autocad в строительстве, Arhicad, 3D Max – визуализация интерьеров. Наши выпускники прекрасно устраиваются в дизайн-бюро, в архитектурные фирмы. По 3D Max у нас уникальные курсы, так как мы одними из первых на рынке, начиная с авторских курсов, стали заниматься этим направлением.

Для того чтобы слушатели не просто овладели техническими вещами, а могли применить эти знания грамотно и красиво, у нас есть курсы теоретической подготовки к графическим программам: дизайн, дизайн интерьера. Недостаточно хорошо знать Photoshop, чтобы быть профессиональным фотохудожником, важно понять и основы дизайна.

Мы  являемся лучшим учебным центром Autodesk по итогам 2006 г. И еще одно активно развивающееся направление – это компьютерные сети. Сетями мы занимаемся очень давно, я выпускник кафедры «Электронные вычислительные машины, комплексные системы и сети». «Сети» мы продолжительное время читали как авторский курс, авторизацию Microsoft  получили в конце 90-х годов. Тогда нам говорили: зачем вы этим занимаетесь, на рынке уже нет места, есть центры, которым принадлежит 80 % всего объема. Но прошло время, и сегодня наш Центр является крупнейшим центром Microsoft в России и два года подряд получает статус «Лучший учебный центр Microsoft» в России. Поскольку мы специализируемся на обучении, то во многом являемся законодателями каких-то методических наработок в дополнительном образовании. Среди наших слушателей много преподавателей других учебных центров, региональных и московских.

 

У. П.:

– По мнению экспертов, российский рынок дополнительного ИТ-образования очень конкурентен. Ощущаете дыхание конкурентной среды?

 

– Признаюсь, я очень благодарен тому, что на этом рынке есть конкуренты! Отсутствие конкуренции – это страшный застой. Общаясь с коллегами, мне часто приходилось слышать от более старших товарищей: как плохо, что есть конкуренты. Надо нам собраться, сделать так, чтобы только мы работали, всем поднять цены, никого не пускать на этот рынок и т. д. Но я убежден, что конкуренция рождает качество, что выгодно в первую очередь потребителю. Она заставляет каждого участника рынка активнее, серьезнее работать. Причем на ИТ-рынке конкуренция во многом свободная, спокойная и цивилизованная, это все-таки образование. Конечно, обидно, если это недобросовестная конкуренция с услугами низкого качества. Обратите внимание, что сейчас, по статистике, 20 % предложений, приходящих по спаму – это реклама образовательных услуг. Образование очень тяжело потрогать руками, и что преподаватель плохой, вы узнаете только после окончания курсов. Поддерживая репутацию Центра как одного из лидеров рынка ИТ-обучения, мы большое внимание уделяем участию в различного рода корпоративных ассоциациях, цивилизованных мероприятиях, которые помогают отделить сильных участников рынка от слабых. В частности, такая награда, как вендер, позволяет любому слушателю иметь возможность получать полную информацию о том, что он выбирает. Мы в этом плане открыты и гордимся своими достижениями.

Недавно мы получили награду Фонда защиты прав потребителей. Для нас это очень важно, чтобы показать рынку, почему мы не можем быть самым дешевым учебным центром.

Все мероприятия, которые помогают рынку стать более цивилизованным и профессиональным, – это замечательно. А наличие сильных конкурентов – это необходимое условие. Оно заставляет нас заниматься инновациями, ставить новые курсы, лучше организовывать учебный процесс.

 

У. П.:

– Что еще вам помогает удерживать лидирующие позиции на этом рынке?

 

– Все 15 лет мы держали основной курс на расширение и сейчас являемся самым крупным учебным центром России по информационным технологиям. По разным оценкам, наша доля на рынке ИТ-обучения – порядка 5 %. Сегодня мы единственный учебный центр, входящий в ТОП-100 ИТ-компаний. Все остальные – продавцы компьютеров, вендоры и системные интеграторы. И именно это помогает нам в конкурентной борьбе, тем более что на большом объеме проще оптимизировать использование ресурсов. Поясню на примере. При наших больших объемах мы можем так спланировать учебный процесс, что наши классы не простаивают, а преподаватели загружены равномерно. Как следствие, нет необходимости платить им за простой, за то, что мы не можем собрать для них группы. Наши группы комплектны, т.е. мы не должны закладывать в цену то, что не умеем собирать полноценные группы, использовать все компьютеры, стоящие в классе, тем самым минимизируем и простой оборудования. Поэтому мы имеем возможность улучшать качество, больше платить преподавателям, продолжить модернизацию нашей учебной базы, печатать более качественные учебные пособия и пр.

 

У. П.:

– Вы упомянули о том, что растет спрос на корпоративное обучение. И все же на рынке остается много компаний, которые не торопятся автоматизировать свои бизнес-процессы. Как долго, на ваш взгляд, будет сопротивляться российский бизнес новым технологиям?

 

– На самом деле именно внедрение ИТ-систем и проблема того, что персонал не готов к изменившимся реалиям бизнеса, и вызывает к жизни такие учебные центры, как наш. Думаю, что во многом это всего лишь вопрос времени. Сегодня никому не приходится доказывать важность автоматизации процессов кадрового делопроизводства, внедрения систем управления персоналом и пр. – все зависит от размера бизнеса и финансовой составляющей. Но, как известно, окупаемость этих систем при грамотном использовании достаточно высока.

Как правило, когда компания принимает решение о внедрении сложных ИТ-систем, соответствующим образом выстраивая бизнес-процессы, следующим шагом следует обращение к нам – для решения задач подготовки и обучения персонала. Поэтому, с одной стороны, мы сознаем, что сотрудники знают, что такое компьютерные технологии, и помогаем компаниям в освоении информационных технологий. А с другой стороны, сам факт принятия решения о внедрении ИТ-систем помогает нам получить больше слушателей.

 

У. П.:

– Можно ли как-то типизировать ваших корпоративных клиентов – что это за компании?

 

– Все наши клиенты очень разные – мы работаем как с небольшими компаниями, так и с огромными холдингами. В корпоративном отделе выведены отдельные подразделения для работы с разными типами клиентов. В корпоративном обучении, особенно в ИТ-сфере, очень важна репутация обучающей компании. Если инженер, системщик, сисадмин говорит: «Я хочу учиться на специалиста», можно быть уверенным, что практически всегда его направят именно к нам.

За счет большого ассортимента курсов у нас очень широкий спектр разных клиентов. По программе сетевых технологий учатся, как правило, крупные компании, по проектированию (а мы имеем четыре сертификата по системам автоматизированного проектирования: AutoDesk, Solid Works, Aston и .Graphic soft) – представители среднего бизнеса. Кстати, в Москве по Solid Works мы пока единственный учебный центр. Традиционно у «бауманцев» теплые отношения с оборонным комплексом, и, соответственно, авторитет нашего Центра в этой сфере объяснять не надо. Гибкая ценовая политика Центра, разнообразие ассортимента позволяют работать с нами любой компании. Даже самая небольшая фирма может направить на 1С своего бухгалтера. Когда она станет больше – отправят второго, когда еще вырастут – отправят специалиста на «1С Администрирование», а потом, возможно, возьмут еще и сети. Сегодня мы фактически закрываем потребности в IT-обучении для максимально широкого круга специальностей.

При работе с корпоративными клиентами следует осознавать важность гармоничного взаимодействия трех сторон процесса: заказчика, самого обучаемого и обучающей компании. Для слушателя главное, чтобы он получил хорошие знания, чтобы ему было комфортно - накормили вкусным обедом и на кофе-брейк дали вкусную булочку, чтобы ему было интересно в группе. Для заказчика – чтобы мы уложились в отведенные сроки, правильно оформили документы, чтобы этот сотрудник пришел на работу мотивированным и средства, вложенные в его обучение, не пропали. Поэтому для наших корпоративных заказчиков мы предлагаем гораздо больший спектр дополнительных услуг, в отличие от частных лиц. Например, это гарантия сохранности вложения средств. Если после прохождения обучения специалист вдруг увольняется из компании, что бывает, нет необходимости заставлять его подписывать какие-то бумаги, что он должен отработать или вернуть деньги (это, впрочем, незаконно). Мы в течение года бесплатно учим его замену. Наш Центр выигрывает во многих тендерах именно потому, что мы гарантируем, что раз заплаченные деньги обеспечивают качественным персоналом на достаточно длительное время, вне зависимости от увольнения сотрудника. Второй момент – мы осуществляем постподдержку наших выпускников. И третий, очень важный, заключается в том, что если технологии обновляются – например, вышла новая версия продукта, то мы учим сотрудников компании с 40 %-ной скидкой. Обновление знаний – это примерно как апгрейд программного обеспечения. Для корпоративных клиентов важно, что, в отличие от наших коллег – тоже больших центров, наши менеджеры специализируются не на продукте, а на клиенте. Мы убеждены в том, что у клиента должен быть свой профессиональный менеджер, который подбирает ему обучение не в рамках какого-то узкого спектра технологий, а по всему спектру программ нашего Центра. Размеры нашей компании позволяют нам оптимизировать все бизнес-процессы, в том числе влияющие на комфортное взаимодействие с клиентом. Например, наш корпоративный менеджер не выписывает счета, не отправляет их по факсу – для этого есть секретари и помощники. Таким образом, он действительно занимается серьезными задачами клиента, организацией обучения, выполнением и сопровождением заказа. Кроме того, у него много технических помощников. Образно говоря, это как работа одного человека на мануфактуре, с очень низкой производительностью труда и десяти-пятнадцати, ведущих уже разные участки, с эффективностью труда увеличенной в десятки раз. Поэтому мы очень большое внимание уделяем организации внутреннего процесса. Это то, что помогает предоставить клиенту более качественное обучение, т. е. лучший товар с наименьшими затратами. А с другой стороны – привлечь преподавателей и сотрудников на более высокую зарплату.

 

У. П.:

– Известно, насколько сегодня в цене высококлассные ИТ-специалисты. Ваших преподавателей не переманивают на ИТ-позиции внутри компании?

 

– Учебные центры – нет, поскольку у нас более высокие зарплаты за счет эффективной внутренней организации. Да, есть обратный процесс: достаточно часто преподаватели уходят работать внутренними специалистами в компании. Потому что любой преподаватель через какое-то время – и это естественно – чувствует потребность поработать как практик. К этому мы относимся положительно, тем более что через какое-то время они возвращаются, начинают читать по совместительству и пр. Ведь если человек – преподаватель, то это на всю жизнь. Достаточно часто привлекаем специалистов-практиков из различных областей информационных технологий, тем более если это сложный, редкий курс.

 

У. П.:

– Отслеживаете ли вы общемировые тенденции? Что происходит сегодня на рынке дополнительного ИТ-образования?

 

– Современные тенденции на Западе, конечно, отслеживаем, потому что мы – профессионалы в образовании. Среди основных, на мой взгляд, – смещение акцента в сторону оценки персонала. Мы разработали серьезный сервер тестирования и активно внедряем эти наработки в учебный процесс, особенно в корпоративное обучение. Согласитесь, что в компании гораздо чаще будут проверять знания сотрудника, чем отправлять на обучение. Потому что как минимум необходимо проверить знания сотрудника до того, как отправить на обучение, и после него. Поэтому технология тестирования, оценки знаний – для нас также очень важный момент в обучении. Вторая мировая тенденция корпоративного ИТ-обучения направлена на оценку его эффективности. Сегодня наиболее распространенной считается модель Кирпатрика-Филипса. Это четыре уровня по Кирпатрику: оценка, знания, поведение, результат – и отдача от инвестиций по Филипсу. Мне посчастливилось слушать лекции Филипса, я внимательно читал его книги, но при всем уважении могу сказать, что даже на Западе эта методика воспринимается неоднозначно. Во многом это дискуссионные вопросы: как оценить, хорошо или плохо прошло обучение, подсчитать экономический эффект – эти проблемы находятся в центре внимания всех специалистов по обучению. Руководителями, выделяющими средства на корпоративное обучение персонала, как правило, обучение воспринимается как затратная часть. И при различного рода реорганизациях, подготовке компании для выхода на IPO,  сокращении издержек обучение страдает в первую очередь. Сократили, ничего страшного вроде не произошло, и чтобы правильно понять и не выплеснуть вместе с мутной водой ребенка, необходимо четкое понимание, как и куда тратятся средства, выделенные на эту сферу. А как бы подсчитать, вложить поменьше, а отдачу получить побольше? В области корпоративного обучения это ключевой момент. Мы внедрили информационные системы поддержки обучения еще до того, как это сделали западные учебные центры. К примеру, обязательное анкетирование всех слушателей с формальной анкетой и анализом результатов. Методика тестирования серьезно отлажена нами более чем на 100 тысячах слушателей. Мы имеем набор средств оценки как с точки зрения преподавателя, так и с точки зрения слушателей, оперативно реагируем на любые отклонения в процессе и в конечном итоге добиваемся лучшего результата. Еще одна мировая тенденция состоит в том, что дистанционное обучение (ДО) как альтернатива очному в перспективе получит активное развитие. Не так быстро, как это думали лет пять назад, во время большого бума на системы ДО, но, тем не менее, сегодня оно уверенно отвоевывает позиции. Однако в любом случае дистанционное обучение никак не отменяет общее, параллельно тому, как телевидение не отменяет кино, театра и книг. Для одних предпочтительнее самообучение, для других – формат дистанционного обучения, и есть те, кто предпочитает очное обучение.

Наш Центр занимает лидирующие позиции в области дистанционного обучения, с 2001 г. мы впервые начали массовое обучение по курсам Microsoft дистанционно. И сегодня серьезно работаем в этом направлении. Достаточно сказать, что созданная нами система ДО внедрена в компании «Сургутнефтегаз», где прошло обучение больше 3000 человек. И мы продолжаем работать по совершенствованию и наполнению этой системы.

 

У. П.:

– От разработчиков систем дистанционного обучения мы слышали о проблемах в наполнении системы качественными авторскими курсами. Как вы решали эти вопросы?

 

– Курс дистанционного обучения – это совсем иной курс, в отличие от курса очного обучения. Он больше похож на лекционный учебник. Но наша позиция в сфере ДО несколько отличается от того, что принято под этим подразумевать. Мы не считаем, что дистанционное обучение – это самообучение, какие-то учебные курсы, которые кто-то читает. Для нас ДО – это техническое средство, позволяющее слушателю общаться с преподавателем, разумеется, при помощи технических средств. Образно говоря, преподаватель, работая со слушателями в классе, используя проектор, раздаточный материал, специальные лабораторные работы на ПК, все равно остается центральной фигурой образовательного процесса. Соответственно, в ДО должно быть все то же самое: человек может читать контент, выполнять лабораторные работы, тесты, но все равно у него должна быть возможность онлайн-общения с преподавателем. Иначе это робот, обучающая программа или диск, который прилагается к ней. За всеми нашими дистанционными курсами стоят настоящие преподаватели, обеспечивающие серьезную поддержку – наверное, лучшую на сегодняшний день в России. Есть много компонентов, в которых мы добились очень хороших результатов, при том что наша система – авторская. Сегодня на нашем сервере тестирования сдано порядка миллиона тестов. Второй уникальный компонент системы – это дистанционный доступ к оборудованию. Так называемая система Real up, вещь очень сложная, дорогостоящее оборудование, которое невозможно использовать на местах, – специфика обучения информационным технологиям. По Microsoft, сложным серверам у нас есть такая возможность для наших слушателей.

Дистанционное обучение должно быть максимально приближено к реальности. И, конечно, мы делаем стандартные дистанционные курсы, хотя это действительно тяжелый и дорогостоящий труд. В том числе и поэтому ДО развивается не так быстро, как хотелось бы.

 

У. П.:

– Вы не раз в ходе беседы упоминали об уникальных программах, разработанных специалистами Центра. У вас как руководителя не возникает проблем с управлением талантливыми людьми?

 

– На самом деле моя роль здесь достаточно маленькая, администрация в учебном центре – это обслуживающий персонал. Наша работа – набрать слушателей, организовать весь учебный процесс и спокойно отойти в сторону, не мешая преподавателю. Успех курсов процентов на 80 зависит именно от преподавателя. Если преподаватель не может предложить слушателям обучение на заявленном высоком уровне, у него нет шансов остаться в нашем Центре. Говоря о «звездах», я бы сказал, что вижу в этом другую проблему. Приходя в наш Центр, преподавателям очень непросто. Потому что слушатель, посещая разные курсы, имеет возможность сравнить качество преподавания. У нас очень высокая входная планка - если у вас есть пять «звезд» и появляется шестая, то по своей яркости она не должна отличаться. Это условие достаточно серьезно сдерживает приход новых людей. И второй момент – труд преподавателя тяжел, сродни труду артиста. А в области информационных технологий он непрост вдвойне, это не математика и не русский язык. Предмет устаревает ежегодно, и необходимо постоянно быть в теме. Как правило, это энтузиасты, те, кому интересно, у кого есть талант наставника. В основном преподавание и обучение – это, скорее, хобби, увлечение. Известен совет от западных специалистов: если на собеседовании преподаватель задает много вопросов о зарплате, то не берите его к себе. Работая только из-за денег, он никогда не будет хорошим педагогом. Но в то же время преподаватели должны быть уверены, что у них эти самые деньги всегда будут, собрана группа, а это означает стабильность, развитие и процветание. Поэтому все достаточно просто: преподавателем не надо управлять.

 

У. П.:

– Одно время на страницах УП шла активная дискуссия на тему утечки умов за границу. Потом появилась тема возвращения специалистов. Какие процессы преобладают сегодня на ИТ-рынке?

 

– Если в 1999 г. главным мотивом людей, которые платили деньги за обучение, было выучиться и уехать за границу, то сейчас я встречаю много резюме потенциальных преподавателей, которые, наоборот, приезжают из-за границы. Это свободное перетекание умов оказывает интересный эффект. Человек не будет ехать в Россию, чтобы поесть дешевой картошки. А если стоимость серьезного обучения у нас порядка 100 евро в день, а в Европе – 350, тогда имеет смысл приехать на пару недель, пройти курсы в России на своем родном языке, получить международный сертификат и вернуться обратно. И таких слушателей у нас много. Наши соотечественники приезжают из Великобритании, Канады, Германии, навестить знакомых и совместить приятное с полезным, ведь цены на обучение у нас намного ниже, чем на Западе.

 

У. П.:

– А качество?

 

– А качество – традиционное.

 

У. П.:

– Вы упомянули о выдаче сертификатов выпускникам курсов. Но на рынке бытует мнение, что наличие сертификатов – зачастую отнюдь не свидетельство качества работника. Поясню, что речь идет о недобросовестных обучающих компаниях. Ваше мнение?

 

– Любая система периодически нуждается в совершенствовании. В 2005 г. на партнерской конференции Microsoft в Миннеаполисе, США, поднимались вопросы сертификации, чтобы она была более понятна, прозрачна и люди действительно сдавали экзамены, не просто выучив ответы на вопросы, а на практике выполняя какие-то задания. Сейчас большинство экзаменов Microsoft – в формате имитационных, симуляционных заданий: ты должен что-то сделать. Наличие сертификата – это очень хорошая вещь: либо он у тебя есть, либо его нет. Если нет – ты можешь сколько угодно доказывать, почему у тебя его нет, но можно не доказывать, а пойти и получить. Как говорил в свое время мой научный руководитель: если кто-то тебе скажет, что диссертация не нужна и все это ерунда, ты ему ответь: «Пойди и защити, если это ерунда». То же самое, на мой взгляд, и с сертификацией.

Прохождение сертификации сегодня – это нормальное формальное подтверждение знаний. Естественно, что при всех минусах и плюсах для работодателя лучше, чтобы сертификат у работника был. Однако в то же время, ни один сертификат не гарантирует того, что человек подходит на данную позицию, но шансы повышает. Очень важно не только, какой сертификат, но и какие курсы он закончил. У Microsoft все сертификаты об окончании учебного центра одинаковые, только разные названия центров и фамилии преподавателей. И так как работодатели сейчас смотрят не на то, есть ли диплом или нет, а на то, диплом какого вуза, так и в случае предъявления сертификата об окончании учебного центра полезно посмотреть, какой статус у этой компании.

 

У. П.:

– Насколько повышается степень капитализации ваших выпускников после окончания курсов?

 

– Все вложения в свое обучение, если обучение качественное, человек возвращает полученными знаниями и навыками плюс отличными карьерными перспективами. В любой момент каждый из наших слушателей имеет право без объяснения причин сказать, что ему обучение не понравилось, и второй раз в другой группе он будет учиться бесплатно. Вводя такую меру, конечно, мы понимали, что, если обучение массово будет не нравиться, мы разоримся. Вообще, в оценке эффективности много факторов: во-первых, человек, получая профессиональные знания, повышает свою ценность как специалист. Во-вторых, очная форма обучения позволяет оторваться от привычного порядка вещей, общаться с профессионалами из той же области, приобретать новые связи и знакомства, расширять кругозор. Работая над собой, он повышает свою самооценку, появляется строгость и в самодисциплине, ведь он должен приходить на курсы, не прогуливать занятия. Это плюсы не только в профессиональном, но и в личностном плане. И то, что отличает очное обучение, благодаря живому эмоциональному контакту с преподавателем, от чтения книжек и просмотра обучающих роликов.

 

У. П.:

– Общаясь с коллегами из своей профессиональной среды, вы, наверное, обсуждаете актуальные проблемы ИТ-обучения. Какие вопросы вы обсуждаете?

 

– Учебный центр «Специалист» – один из организаторов российской программы партнеров Microsoft и, естественно, мы активно общаемся с коллегами из нашей профессиональной среды.

Основная проблема, волнующая профессиональное ИТ-сообщество, – это замерзшая динамика цен на ИT-обучение. Если на бизнес-образование за последние 2–3 года цены выросли в 2 раза, то по информационным технологиям цены практически не изменились – возможно, за счет более высокой конкуренции или психологической неготовности рынка к такому повышению. Поэтому новый прогноз от ИТ-сообщества – в скором времени следует ожидать резкого всплеска цен на курсы по ИT, иначе просто некому станет преподавать. Мы выживаем только за счет очень грамотной логистики. Но все равно зарплаты растут, и в то время как продавец в ИТ-сфере получает $ 3000, преподавателю, получающему $ 2000,  становится не очень уютно.

Поэтому перспектива ближайшего будущего – это повышение цен на учебные курсы. Она полностью в русле европейских стран. Наша зарплата приближается к зарплатам европейских специалистов в данной области, мы конкурентоспособны, речь идет именно об обучении на том же стандарте, с теми же сертификатами, знаниями и литературой. Это с точки зрения финансовых перспектив. В методическом плане очень беспокоит моих коллег определенная деградация выпускников школ и вузов – это проблемы всей российской образовательной системы. В случае дополнительного образования они меньше выражены, потому что есть возможность оплачивать труд и набирать сильных специалистов.

Следующая тенденция – нарастание объемов обучения. Если мы возьмем ТОП-100 западных компаний, то увидим, что среднее число часов на обучение одного сотрудника составляет примерно  40 - 60 в год. В российских компаниях эта цифра будет раз в 10 меньше. Поэтому объемы обучения станут возрастать. Отвечая запросу рынка, мы наращиваем свою материально-техническую базу, ставим новые классы – только в этом году оборудовали 20 новых классов (к концу года доведем число наших классов до 70). Активно приглашаем преподавателей, удвоили число людей в службе персонала, в несколько раз увеличили число менеджеров по работе с клиентами.

В практику войдут формальные замеры роста производительности труда. Правильное обоснование затрат на обучение станет более научным, а курсы – короткими и интенсивными.

 

У. П.:

– Вы говорили о росте популярности оценки эффективности обучения. Есть ли технологическая основа для этого или, как утверждают некоторые эксперты, проведение оценки порой может стоить столько же, если не дороже самого обучения?

 

– Технологическая основа есть, и этот сегмент активно развивается. Но если мы считаем только стоимость обучения – это одно, следует учитывать и то, что человек вырван из производственного процесса. Поэтому временные рамки курсов сужаются, программы стремятся к большей унификации. Меньше станет небольших учебных центров. Если рынок зрелый, люди будут стремиться получать обучение на стандартизованных курсах. Я надеюсь, что заказчики заставят не просто проводить обучение в определенные сроки и с определенными часами, а нести ответственность за тот уровень знаний, который получат слушатели.

Сегодня мы – единственный центр, прописавший в договорах с клиентами свою ответственность за успеваемость: если человек нормально учится, не прогуливает, не опаздывает, то мы обязаны сделать так, чтобы он получил знания за установленный период времени. Мы несем ответственность не только за то, что отчитали часы, но и – самое главное – за знания. Думаю, что через пять лет конкуренция на рынке будет настолько серьезной, что люди станут оплачивать обучение только в том случае, если оно им понравилось.

 

У. П.:

– Юбилей – хорошее время не только для подведения итогов, но и для планов на будущее. Какие следующие горизонты вы для себя наметили?

 

– Мы прошли путь от учебного центра, состоящего из двух человек, до крупнейшего Центра России, лидера в ИТ-образовании, с оборотом $ 10 млн в год. Общее количество слушателей, обученных нами за 15 лет, – порядка 290 тыс. человек, в год это 40–50 тыс. человек. По нашим объемам мы не сопоставимы ни с каким другим учебным центром. К юбилею мы подошли, сформировав серьезную производственную базу. Обращаю внимание на то, что все деньги, которые зарабатываем, мы вкладываем в наше развитие. Фактически весь этот год мы занимались очень серьезными работами по обеспечению стабильного развития и в 2007 г.: поднимали зарплаты сотрудникам и ставки преподавателям, серьезные средства вкладывали в оборудование аудиторий. И сегодня у нас есть свои классы, практически в каждом округе Москвы, партнеры в регионах, но их пока не так много. Наша стратегия неизменна и нацелена на развитие, расширение, а это прежде всего новые классы, преподаватели, более современные курсы, т. е. сохранение лидирующих позиций.

 

У. П.:

– Ваша компания росла, увеличивался штат, степень ответственности сотрудников. Как изменялась стратегия управления компанией, ваш стиль руководства?

 

– Если в 1991–92 гг. я сам вел курсы, работал с клиентами, вел бухгалтерию, то сегодня я заставляю себя меньше заниматься какими-то делами, а больше – людьми. Я бессменно руковожу компанией 15 лет, что не так часто встречается на российском рынке. Главное, что я понял за эти годы, – в любом бизнесе необходимо доверие. Не надо сотрудникам указывать, что делать, – следует больше думать о том, каких людей брать на работу и как сделать так, чтобы эти люди эффективно работали. Моя большая проблема как руководителя была в том, что я всегда сам старался всюду приложить свои силы, дать советы. И сегодня мне приятно от осознания того, что есть вещи, в которых я уже не понимаю.

Я очень благодарен всем нашим сотрудникам, потому что моя роль с течением времени очень сильно изменялась. Ведь если раньше я был один, то сегодня, слава богу, есть еще 299 человек, которые активно и успешно работают.

 

У. П.:

– Ваши пожелания сотрудникам, вашим клиентам?

 

– Я очень благодарен тем, кто доверил нам свое обучение, и тем, кто у нас работает. Без той команды профессионалов, которая сложилась, мы никогда бы не стали таким центром. Еще раз повторюсь: у нас нет финансовой поддержки, нет контракта, который нам дается только потому, что мы – учебный центр какой-то крупной компании. Очень большую моральную поддержку нам оказывал и оказывает Технический университет им. Баумана. Я благодарен за ту школу и знания, которые получены нами в стенах университета и сделали нас такими, какие мы есть. Важно, что мы всегда чувствуем моральную поддержку, недремлющее око нашей альма-матер. Мы всегда понимаем, что не можем работать плохо, иначе опорочим имя «бауманки», бренд ведущего технического вуза страны. С одной стороны – имя, которое нам помогает работать, а с другой – накладывает очень большую ответственность. Поэтому априори мы не можем плохо работать. Нам задали тот уровень качества и профессионализма, которому нельзя не соответствовать.

 

У. П.:

– Успехов вам!