Оппозиция сама по себе – не добро и не зло для организации, а лишь закономерное явление ее жизни. С. Горностаев

Многие руководители сталкиваются в своей деятельности с так называемым оппозиционным поведением сотрудников и испытывают значительные затруднения с выбором реакции на него, либо, ничем не затрудняясь, реагируют абсолютно неадекватно. Между тем проявления «оппозиционного» поведения выступают индикаторами эффективности управления и помогают более обоснованно принимать управленческие решения.

Анализ понятия, видов, проявлений оппозиционного поведения, а также его влияния на коллектив и эффективность групповой деятельности, изложенный в статье, даст возможность руководителю адекватно реагировать на оппозиционное поведение, обращая его в конкурентное преимущество организации.

Термин «оппозиционное» образован от английского слова «opposition», которое дословно переводится как сопротивление, противодействие, противоположность или контраст. Основной отличительный признак оппозиционного поведения в том, что это не инициативное поведение, а некоторая реакция сотрудника. Оппозиционное поведение понимается как реакция сотрудника на политику руководства в целом и отдельные решения руководителя, которые могут выражаться в заявлениях, указаниях, нормативных актах, действиях и т.д. Причем это всегда в некотором роде отрицательная реакция – противоположная, контрастная, сопротивляющаяся или противодействующая.

Исходя из этих признаков к «оппозиционному» могут быть отнесены весьма разнообразные как по формам проявления, мотивам, так и по последствиям, виды поведения.

Необходимо выделять следующие основные виды оппозиционного поведения:

1) Деструктивно-оппозиционное поведение – поведение, противодействующее ценностям и целям организации, политике руководства и реализации принимаемых руководством решений. Объектом такого поведения может выступать: личность и деловые качества руководителя, коллектив, материальные и моральные ресурсы организации, организационные и производственные процессы, ценности и результаты деятельности организации.

Мотивы: личная неприязнь к руководителю или месть, реализация эмоциональных потребностей – вымещение агрессии и напряжения или получение острых ощущений, нонконформизм, личная выгода от оппозиционного поведения, неприятие ценностей и целей, отдельных решений.