ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ПРОСТРАНСТВЕ РЫНОЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ЭМПИРИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА. М.Н. Овчинникова

Вслед за изменениями общей социально экономической ситуации в нашей стране произошли качественные преобразования в системе занятости. Запуск механизмов рынка труда во многом определил их, востребовав адекватные модели поведения и предъявив новые требования к личностным и профессиональным качествам работников. В то же время особенности социальных взаимодействий в трудовой сфере определяются спецификой разделения труда в конкретный исторический период, в котором находят отражения,с одной стороны, пределы ресурсных возможностей личности, с другой система социальных требований, диктуемая уровнем развития экономических отношений. При этом общество и социальные институты создают доминанту развития личностного потенциала путем формирования "заказа"на определенные качества и способности личности, а так же путем формирования соответствующих условий для их развития

и реализации исходя из логики эволюции. Сам же заказ диктуется системой хозяйствования и ценностей данной конкретной эпохи. Например, в эпоху "аграрной революции"(по Э.Тоффлеру,10 000 лет тому назад)в силу низкого уровня техники и разделения труда профессиональные качества работника характеризовались известной универсальностью, от каждого работника требовалось, что бы в пределах возможностей его инструмента он мог делать все виды работ. В индустриальную эпоху разделение труда вызвало дробление функций производственного процесса на частные операции, закрепление которых привело к значительному ограничению сферы деятельности индивида, а пределы реализации способностей ограничились выполняемой им операцией; востребованными, таким образом, оказались узкоспециализированные способности. Современный человек по сравнению со своими историческими предшественниками гораздо более универсален, полиспособен, и каждая из его способностей многозначна. Полиспособным он сделался в его же собственном историческом развитии, поскольку в каждую эпоху он выполняет различные функции, решает различные задачи, удовлетворяет и создает разнообразные потребности.