Александр Шипилов, генеральный или коммерческий директор

Вопросы для интервью:

1.На какую позицию Вы претендуете?

Позиция, которая позволяет контролировать несколько бизнес-процессов (продажи, закупки, маркетинг, логистика и т.д.). В средних компаниях (выручка 50-200 млн. $ в год) этим требованиям отвечает позиции генерального или коммерческого директоров. В крупных компаниях это позиции директоров департамента, дивизиона.

2. Идеальная работа- что это для вас сейчас?

А. Компания-(отрасль, размер, акционеры, персонал, корпоративная культура)?

Размер компании от 50 млн. $ в год (от 100 человек и выше). Отрасль, как и структура акционерного капитала не имеет большого значения. Предпочтительнее производственные предприятия, холдинговые структуры, оптовые компании и дистрибьюторы. Корпоративная культура основанная на демократичных стилях управления, развитии персонала.

Б. Должность, задачи, проекты, ресурсы, контроль, компенсации, перспективы)?

Генеральный, коммерческий директор. Разработка (корректировка) и реализация стратегии развития организации. Контроль и распределение ресурсов в рамках утверждённого бюджета. Доход пропорциональный результату («без потолка»). Перспективы решения всё более масштабных проектов обусловленных ростом организации.

3. Обычно работодатели оценивают топов не столько по «звездности» компании, а по реальным достижениям…Расскажите о Ваших самых интересных проектах.
Я длительное время занимался организацией и развитием Торгового дома производственного холдинга. Из отдела сбыта состоящего из 3-х человек, была создана самодостаточная организация включающая в себя все основные функциональные подразделения (логистика, продажи, закупки, маркетинг, финансы и бухгалтерия, ИТ) со штатной численностью более 70 человек. Было организовано 5 региональных складов, размещено контрактное производство ряда товарных групп в КНР под различными собственными брендами. По этим товарным группам Торговый дом, в течение 2-х лет, стал импортёром №1 в России. Количество дилеров выросло с 30 до 180, доля продукции контрактного производства в общей выручке Торгового дома составила более 50%, а в прибыли более 70% через 4 года начала реализации новой стратегии. Ассортимент вырос более чем в 3 раза.

4.Какие бизнес-задачи Вам было бы интересно решать на новой позиции?

Мне интересны любые масштабные задачи, связанные с разработкой и реализацией стратегии организации.

5. Каких принципов управления, сотрудничества с коллегами Вы придерживаетесь в бизнесе?

Я сторонник управления на основе:

  • управления бизнес-процессами организации.
  • бюджетной системы управления
  • теории ограничений (расшивки «узких мест»)

Выбор той или иной системы зависит от размеров и сложности организации, стоящих задач, имеющихся ресурсов. В основном используется комбинация.
С точки зрения принятия решений.

Компания будет двигаться вперёд если все сотрудники организации двигаются в одном направлении. Добиться этой цели можно если у сотрудников существует разделяемое видение. Поэтому все серьёзные вопросы я пытаюсь согласовывать с теми сотрудниками, которые будут обязаны их выполнять. Решение может инициироваться как мной, так и сами сотрудниками в зависимости от ситуации и зон ответственности, но в любом случае должно быть разделяемо всеми. Это касается конечно в первую очередь важных и стратегических вопросов, по рутинным проблемам прямые указания позволяют сэкономить время и не вызывают негатива персонала. Решения операционных проблем я предпочитаю, чтобы инициировали сотрудники, отвечающие за этот конкретный бизнес-процесс (приносили проблему с предложениями её решения). Мотивация персонала должна быть направлена на достижения синергетического эффекта, т.е. направлена на достижения организацией конкретной цели соразмерно вкладу и зоны ответственности этого сотрудника.

5. Переговоры с партнерами и клиентами: каков ваш основной метод и принципы?

Основным принципом переговоров, является ведение диалога с точки зрения интересов клиента. Необходимо понимать непреложную истину, что наши проблемы и пожелания никому кроме нас самих неинтересны. Клиенты хотят знать, как наше сотрудничество может решить их собственные проблемы и задачи, а всё остальное им безразлично. Кроме того, в случае переговоров с относительно крупной организацией (дистрибьютором), необходимо понимать, что в них решение редко принимается одним человеком. В таких организациях существует система принятия решения, в которую вовлечены несколько сотрудников организации, имеющие зачастую разную мотивацию и согласием которых нужно заручиться. Залог успешных переговоров, это глубокое понимание клиента, его потребностей, стратегии, процедур, структуры и существующей системы принятия решения т.е. основывается на предварительном, тщательном сборе и анализе информации о клиенте.

6. Чего бы еще Вы хотели достичь в профессиональном плане на новом месте работы?

Любой руководитель – стратег ставит перед собой задачу заключаемую в увеличение масштаба деятельности. В этом я вижу своё самосовершенствование. Более сложные и крупные задачи и проекты, по сравнению с теми которые были ранее, более значимые результаты деятельности, большая социальная значимость и т.д..

7. Есть ли у Вас кумиры в бизнесе? Кто и почему?

Я уважаю тех людей, которые оставили после себя наследие, изменили многие представления и подходы в бизнесе, которые во главу угла ставили не деньги, а стремились изменить мир и привнести в него что-то своё. Это:

- Генри Форд – который произвёл революцию в производительности труда, превратил автомобиль из предмета роскоши в общедоступный продукт и создал сотни тысяч рабочих мест.

- Сэм Уолтон –человек, который из маленького магазинчика, находящегося в деревне с населением 1 500 человек в американской глубинке, создал крупнейшую розничную сеть в мире (WallMart), которая оказывает влияния на целые отрасли экономики Северной Америки. Этого он добился путём планомерного захвата пустующего и никому не нужного, на тот момент, рынка маленьких провинциальных городков и деревень, создания и тиражирования уникальной бизнес модели, которая позволяла извлекать прибыль, как всем казалось, из неперспективных рынков.

- Билл Гейтс – человек, благодаря которому, любая информация теперь практически мгновенно становится доступна любому человеку в мире. Интернет произвёл экономический взрыв и полностью изменил принципы подхода к бизнесу, за счёт невиданного снижения стоимости такого важнейшего ресурса как информация, из-за недостатка которого бизнес просто перестаёт развиваться.

- Стив Джобс – человек который принёс в каждый дом компьютер, а теперь и в каждый карман.

8. Как Вы проводите свободное время?

В свободное время я занимаюсь спортом, путешествую. Занимаюсь теми делами, которые позволяют снять психическое напряжение.

9. Как Вы распределяете время на срочные и важные дела?

Вначале я выполняю срочные и важные дела, потом важные, для срочных неважных выделяю время либо в начале, либо в конце рабочего дня. По возможности срочные неважные пытаюсь делегировать на другие структурные уровни.

10. О чем важно договориться с работодателем еще «на берегу»?

С работодателем в первую очередь необходимо обговорить следующие вопросы:

- задачи, которые необходимо будет решить (существующие проблемы), методы оценки и сроки выполнения.
- структура и твоё место в ней
- полномочия
- основные принципы корпоративной культуры (есть ли «священные коровы», принципы управления)
- готовность к изменениям и их масштабы.
-минимальный уровень дохода
- уровень существующих и потенциальных ресурсов

11. Как, к кому и почему приходит успех в карьере?

Успех приходит к целеустремлённым людям с ярко выраженными лидерскими качествами. Это подразумевает умение широко глядеть на вещи, обладать стратегическим видением, ум, постоянное саморазвитие, инициативность, умение брать на себя ответственность, умение организовывать рабочий процесс и вдохновлять людей, не сдаваться.

12. Что для Вас означает понятие «компания мечты»?

Амбициозная, смелая компания, которая понимает ценность персонала, заинтересована в его развитии, выплачивает по «заслугам», а не по средне - рыночным тарифам (ведь она не хочет быть средне - рыночной по результатам). Нет «охоты на ведьм», поисков виноватых. Проблема и ошибка, это возможность для улучшения, а не повод для карательных акций. Наибольших достижений так же, как и количества ошибок совершает первопроходец.

13. Какие меры работодатель должен применять при недостижении руководителем поставленных перед ним целей и задач?

Это зависит от ситуации. В случае если задачи были слишком амбициозны, а стратегические показатели компании в результате улучшились (доля рынка, прибыль, удельные затраты и т.д.), т.е. компания сделала шаг вперёд, то в этом случае необходимо проанализировать причины отклонений, внести коррективы в планы и даже возможно наградить менеджера. Если же ситуация ухудшается, то с таким менеджером нужно расставаться.

14. При каких условиях работодатель просто обязан гарантировать руководителю «золотой парашют»?

В случае если руководитель выполнил поставленные перед ним задачи, а его увольняют по несвязанным с его квалификацией причиной. Меняется структура, идеология, выполнен проект на который его брали и т.д..

15. Опишите свое видение идеального сотрудника?

Лояльный, квалифицированный, мотивированный, амбициозный.

16. Вы встречали таких в своей практике?

Большинство сотрудников удовлетворяло этим требованиям.

17. По каким признакам на собеседовании можно заметить, что кандидат будет неэффективным сотрудником?

- Говорит о своих достижениях не зная цифр
- Рассказывая о достигнутых результатах не конкретизирует (неубедительно обосновывает) за счёт каких конкретно действий они получены.
- Очень плохо знает терминологию или теорию бизнеса и свою организацию.
- Плохо отзывается о предыдущих местах работы.
- Говорит очень неуверенно, либо наоборот слишком эмоционально.
- Мало интересуется задачами, которыми ему необходимо будет решать и организацией, а детально своей мотивацией и условиями работы.

18. Рональд Рейган спросил ученого Паркинсона: «Почему Оклендский мост ежегодно ранее вручную 1 месяц красило 14 маляров, а с появлением пульверизатора — 72 и также 1месяц?» А Ваш ответ?

Аналогично можно спросить почему в Москве каждый год раскурочивают улицы с отличным асфальтом, чтобы залить их новым аналогичным, а в ливень усердно поливают улицы поливомоечные машины?

Бюджетные органы финансирующие эти работы заинтересованы в сохранении стоимости работ, так как снижение стоимости приведёт к уменьшению финансирования, а следовательно уменьшению их власти (которая зависит от количества ресурсов в управлении), возможными сокращениями персонала и т.д.. Подрядная организация тем более не может отказаться от выручки, как и получить её в виде прибыли так как объём прибыли согласовывается с муниципалитетом в виде согласованных калькуляций. Вот и получается, что работы должны быть выполнены любой ценой и раскурочивается отличный асфальт, катаются в ливень поливомоечные машины, а вместо сокращения затрат при появлении пульвализатора появляется новая технология, которая сводит всю экономию к нулю. Кроме того, при росте доходов бюджета стоимость этих работ будет только возрастать, чтобы свести дебет с кредитом.

19. Какие темы Вы рекомендовали бы чаще освещать в журнале «Управление персоналом»?

Темы связанные с новыми успешными бизнес-моделями, новыми зарождающимися рынками.

20. С кем бы вы хотели прочитать интервью в журнале «Управление персоналом»? И какие вопросы вы бы задали этому спикеру?

Любым, кто мог бы рассказать п.19