Сергей Самусевич, Коммерческий директор, Директор по продажам и региональному развитию

Вопросы для интервью:

1.На какую позицию Вы претендуете?

Коммерческий директор, Директор по продажам и региональному развитию

2.. Идеальная работа- что это для вас сейчас?

Идеальная компания:
- компания, заботящаяся о своем имидже;
- имеет «рабочую» миссию и стратегию развития на 5-10 лет;
- имеет высокий уровень корпоративной культуры;
- имеет профессиональную команду управленцев;
- непрерывно оптимизирует бизнес процессы, коммуникации, информационные потоки;
- понимает и умеет удовлетворять нужды и потребности своих клиентов (исследования и аналитика на высоком уровне, производство товаров и услуг предвосхищает потребности целевой группы клиентов);
- заботится о собственном персонале (развивает, обучает, мотивирует, достойно оценивает достижения), формирует профессиональных и лояльных к компании сотрудников;
- удобное для персонала и клиентов расположение офиса, комфортная обстановка, рабочая атмосфера, здоровый микроклимат.

3. Обычно работодатели оценивают топов не столько по «звездности» компании , а по реальным достижениям…Расскажите о Ваших самых интересных проектах.

Пожалуй, самым интересным и продуктивным был опыт работы в оптовом канале сбыта компании «М.видео». Компания предоставила мне и моим коллегам уникальную возможность развивать бизнес вместе. На протяжении 12 лет работы происходили грандиозные изменения и укрупнение масштаба бизнеса с впечатляющими экономическими показателями. Позиция собственников заключалась в доверии к своему персоналу. Благодаря чему снялось очень много барьеров и работа воспринималась сотрудниками как часть чего-то собственного, личного, то, к чему нужно относится ответственно. Благодаря такому подходу и отсутствию излишней бюрократии, я и мои коллеги смогли выстроить из небольшого оптового подразделения внушительную дистрибьюторскую сеть, доля которой от розничной составляла около 50% в лучшие времена. Что касается моих персональных заслуг, то направление, которым я руководил в течении 7 лет подряд, достигло уровня продаж в 65% от всех продаж оптового подразделения, с чистой рентабельностью около 7%. Это достойный результат на рынке бытовой электроники.

4.Какие бизнес - задачи Вам было бы интересно решать на новой позиции?

Меня не страшат любые поставленные собственниками или акционерами задачи, если постановка этих задач удовлетворяет SMART. Какие бы ни были задачи, важно иметь ресурсы для их реализации и полномочия, чтобы ими воспользоваться. Интересно решать задачи на этапе становления компании или активного расширения бизнеса (диверсификация, географическое расширение и т.д.), участвовать или создавать самостоятельно стратегию развития, набирать профессиональную команду и решать сложные задачи. Интересно превращать рутинную работу в хобби и получать удовольствие и от процесса и от достигнутых результатов.

5. Каких принципов управления, сотрудничества с коллегами Вы придерживаетесь в бизнесе?

В управлении коллективом - сторонник демократических принципов. Это возможно только в том случае, когда сотрудники обладают высоким уровнем осознанности и самостоятельности, достаточно опытны и квалифицированы. Во взаимоотношениях с коллегами ценю дружелюбность и желание придти на помощь. А так же гибкость, способность быть эмпатичным, уметь слушать и слышать своего коллегу. Одним словом быть другом, товарищем, партнером.

6. Переговоры с партнерами и клиентами: каков ваш основной метод и принципы?

Все зависит от ситуации и от настроя переговорщиков. В любом случае, не зависимо от типа переговоров, я придерживаюсь принципа WIN-WIN. Переговоры только в том случае эффективны, когда выигрывают обе стороны.

7. Есть ли у Вас кумиры в бизнесе? Кто и почему?

Кумиров, не в жизни, не в бизнесе, у меня нет. Но, есть опыт интересных для меня людей, который заслуживает уважения и того, чтобы обратить на него свое пристальное внимание.

8. Как Вы проводите свободное время?

Очень люблю проводить время с семьей, особенно путешествовать по миру. Занимаюсь самообразованием в области экономики, психологии. Люблю читать научную литературу и фантастику. Люблю фитнес, восточные единоборства, техники духовного и физического развития, холодное и стрелковое оружие.

9. Как Вы распределяете время на срочные и важные дела?

Пользуюсь матрицей приоритетов Эйзенхауэра. Существенно помогает планирование дел на неделю, месяц. Это работает и в жизни и в бизнесе. Что касается работы, то делегирую некоторые задачи и полномочия подчиненным.

10. О чем важно договориться с работодателем еще «на берегу»?

Чтобы потом не было мучительно больно необходимо обговорить:
- персональные целевые задачи на ИС, достижимость и способы контроля их выполнения;
- стратегические и ключевые задачи для вверенного подразделения, проблематика;
- финансовые условия на ИС и после, соцпакет (закрепить их в контракте или хотя бы в JO);
- возможные перспективы карьерного и финансового роста;
- функционал, реальные полномочия и ресурсы

11. Как, к кому и почему приходит успех в карьере?

Успех – это и процесс, и масштаб, и результат. Успех приходит к тем, кто готов его принять. Успех – это состояние души. Можно унаследовать миллиарды. Успешен ли человек? С обывательской точки зрения – да. При этом наследник может и не ощущать успеха. Для кого-то успех это сиюминутный результат, а для кого-то достижение стратегической цели (власть, размер бизнеса, размер банковского счета, наличие острова или яхты). Генри Форда как то спросили, чтобы он делал, если бы он потерял компанию и все средства. Он ответил, что создал бы компанию заново, но гораздо быстрее. Т.е. успех внутри, а не снаружи.

12. Что для Вас означает понятие «компания мечты»?

Собственная компания, в которой воплощены все собственные идеалистические мировоззрения. Частично об идеальной компании мы говорили выше.

13. Какие меры работодатель должен применять при недостижении руководителем поставленных перед ним целей и задач?

Выяснить причины, определить насколько цели изначально были реальны, достижимы, конкретны. Пригласить на встречу и выслушать версию руководителя. В случае, если все условия для достижения результата были созданы, отсутствовали форсмажеры и нет аргументированных обоснований, то, ограничиться предупреждением, либо наказать рублем. В случае, если нанесен серьезный ущерб компании, увольнение.

14. При каких условиях работодатель просто обязан гарантировать руководителю «золотой парашют»?

При условии подписания контракта, в котором оговорены все возможные ситуации по выплате. При условии приглашения в команду известного на рынке профессионала. При возможности потери имиджа компании и реальных рисков снижения стоимости компании.

15. Опишите свое видение идеального сотрудника?

Идеального сотрудник пытается описать каждый работодатель в предлагаемой рынку вакансии. Из этого описания, как правило, можно сделать вывод, что нужен «и кузнец, и жнец, и на дуде игрец». На мой взгляд, идеальных сотрудников не существует, т.к. сама природа заложила в человека индивидуальность и неповторимость. По этой причине подбирать стоит сотрудника по двум принципам. Первый: наличие необходимого профильного образования и опыта работы. Второе: соответствие психотипу руководителя.

16. По каким признакам на собеседовании можно заметить, что кандидат будет неэффективным сотрудником?

Думаю, что у каждого интервьюера есть своя индивидуальная, отработанная годами и опытом методика. Я обращаю внимание на способность быстро реагировать на сложные и компрометирующие вопросы, полноценные оцифрованные ответы, ссылки на источники и опыт компаний, знание профессиональной терминологии, знание ключевых игроков на рынке, понимание бизнес-процессов, наличие персонального опыта и достижений. Все остальное на интуитивном уровне.

17. Рональд Рейган спросил ученого Паркинсона: «Почему Оклендский мост ежегодно ранее вручную 1 месяц красило 14 маляров, а с появлением пульверизатора — 72 и также 1месяц?» А Ваш ответ?

Освоение бюджета. Абсолютно идентичные ситуации встречаются в нашей стране на каждом шагу. Улучшение всевозможных технологий, качества товаров или услуг, налаживание бизнес процессов, смена руководителей и подведомственной подчиненности, не приводят в итоге к уменьшению расходования бюджетных средств. В качестве примера можно привести российские автомобильные дороги, обслуживание домов и коммунальных сооружений.

18. Какие темы Вы рекомендовали бы чаще освещать в журнале «Управление персоналом»?

Проблемам, которые возникают как у персонала, так и у работодателя. Примеры реальных компаний. Какие проблемы были и как они решались? Можно даже ввести номинации на лучшее решение. Интересно знать лидеров рынка в плане управления персоналом.

19. С кем бы вы хотели прочитать интервью в журнале «Управление персоналом»? И какие вопросы вы бы задали этому спикеру?

На самом деле интересен опыт руководителей компаний малого и среднего бизнеса. Зачастую, этот опыт содержит элементы новизны, нестандартные подходы и решения.