Новые правила взыскания налога за счет имущества налогоплательщика и признания недоимки безнадежной

Автор: Лермонтов Юрий

Новые правила взыскания налога за счет имущества налогоплательщика и признания недоимки безнадежной

Лермонтов Юрий консультант Минфина России

Летом 2010 г. принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ (далее - Закон № 229-ФЗ), которым внесены многочисленные поправки в общие положения НК РФ, касающиеся прав и обязанностей налогоплательщиков (налоговых агентов), проведения проверок и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. В данной статье с учетом данных изменений, а также сложившейся ранее правоприменительной практики рассмотрены положения статей 47 и 59 НК РФ, регулирующие порядок взыскания налога за счет имущества налогоплательщика и признания недоимки безнадежной.

В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ" по общему правилу, закрепленному в статьях 46 и 47 НК РФ, принудительное взыскание налога и пеней с налогоплательщика осуществляется во внесудебном порядке.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных статьей 47 НК РФ.

Пункт 14 Постановления Пленума ВС РФ от 11.06.1999 N 41 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ" разъясняет, что взыскание налога может производиться, в том числе за счет имущества, переданного по договору во владение, пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке.
Определением КС РФ от 25.07.2001 N 138-О установлено, что в случае непоступления в бюджет соответствующих денежных средств для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе - в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов - осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это предусмотрено в пункте 11 статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее – Закон № 943-1).
Необходимо отметить, в статье 31 НК РФ установлено право налоговых органов предъявлять в суд иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения, а в статье 7 Закона № 943-1 - право предъявлять в суд иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.
Статьей 47 НК РФ закреплено, что решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пунктом 4 статьи 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Таким образом, взыскание недоимки за счет денежных средств или за счет имущества налогоплательщика должно осуществляться только после истечения срока, который был указан в требовании, направленном налогоплательщику. В противном случае, налогоплательщик лишается права на добровольное исполнение требования.
Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 N 13592/04 суд указал на то, что направление требования является составной частью процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога.
Суды указывают, что принятие налоговым органом решения о взыскании недоимки за счет имущества налогоплательщика до истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налога является существенным нарушением процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога, влекущим признание такого решения недействительным (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 30.09.2008 N А57-22547/07, от 30.04.2008 N А57-2811/07).
Таким образом, решение налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, принятое в пределах срока, предоставленного налогоплательщику для исполнения требования об уплате налога, служит основанием для отмены такого решения.
Законом № 229-ФЗ с 02.09.2010 нормы статьи 47 НК РФ дополнены еще одним важным положением, служащим гарантией прав налогоплательщиков (налоговых агентов). Установлено, что решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения однолетнего срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списания, закрепленный в статье 59 НК РФ, Законом № 229-ФЗ с 02.09.2010 изложен по-новому.
Прежде всего, Закон № 229-ФЗ признает безнадежными к взысканию не только недоимку, т.е. согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ сумму налога или сумма сбора, не уплаченную в установленный законодательством о налогах и сборах срок, но и задолженность по пеням и штрафам.
Пункт 1 статьи 59 НК РФ (в редакции Закона № 229-ФЗ) устанавливает перечень случаев, при которых указанную выше задолженность перед бюджетом следует считать безнадежной.
К этим случаям относится:
- ликвидация организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
- признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;
- смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 НК РФ, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;
- принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом Законом № 229-ФЗ закреплена возможность законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований устанавливать дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.

Пример.
Муниципальное образование вправе установить дополнительное основание для признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам в части земельного налога, но не вправе – в отношении транспортного налога. В отношении последнего налога дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам могут устанавливаться только субъектом Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 59 НК РФ (в редакции Закона № 229-ФЗ) суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии со статьей 59 НК РФ в случае, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и на момент их списания соответствующие банки ликвидированы.

Как указано в пункте 7 статьи 10 Закона № 229-ФЗ, положения пункта 4 статьи 59 НК РФ (в редакции Закона № 229-ФЗ) применяются также к суммам налога, сбора, пеней и штрафов, списанным со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, но не перечисленным банками в бюджетную систему Российской Федерации до дня вступления в силу Закона № 229-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона № 229-ФЗ признается безнадежной к взысканию недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся по состоянию на 01.01.2010 за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, установленным Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и не находятся в процедурах, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве), и в отношении которых судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания указанных недоимки, задолженности по пеням и штрафам.