Камеральные проверки налоговых деклараций с применением информационной системы налоговых органов

Камеральные проверки налоговых деклараций с применением информационной системы налоговых органов

Кузнецова Вера , к.э.н.

В целях автоматизации всех процессов налогового администрирования поэтапно с 2002 года по 2009 год в разных регионах РФ в налоговых органах был введен программный комплекс АИС Налог, а затем ЭОД – система электронной обработки данных.
Для инспекций ФНС РФ разработана и применяется Система ЭОД инспекций МНС РФ местного уровня.
В соответствии с функциями отделов инспекции и с целью автоматизации каждого из процессов разработаны различные направления Системы ЭОД.

Для проведения таких мероприятий налогового контроля, как камеральные проверки налоговых деклараций, в системе ЭОД разработано направление – учет и контроль отчетных документов налогоплательщиков (камеральные проверки).
Данное направление предоставляет пользователю возможность выполнения сле­дующих процедур:

  • регистрация налоговых расчетов;
  • ввод налоговых расчетов;
  • камеральная проверка документов;
  • междокументальный контроль документов налоговой отчетности;
  • ввод и обработка документов о налоговом нарушении;
  • анализ данных документов.

Назначение и условия применения данного направления в программном обеспечении ЭОД следующие.

Средство предназначено для автоматизации следующих видов деятельности и функций.

1) Регистрация документов налоговой отчетности.
2) Ввод и камеральная проверка документов налоговой отчетности.
3) Междокументальный контроль документов налоговой отчетности.
4) Ввод и обработка документов о налоговом нарушении.
5) Анализ данных документов.
6) Формирование статистических показателей для отчета 1-НДС.

Технология работы с налоговыми документами состоит в следующем.

Налогоплательщики в соответствии с Налоговым кодексом обязаны вести учет своих доходов и представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Программный комплекс предлагает к использованию две основных технологии обработки налоговых расчетов.

Первая технология основана на вводе только суммы налога, начисленной плательщиком, без ввода данных налогового расчета, на основании которых налог был рассчитан. Использование данной технологии предполагает проведение камеральной проверки визуально и вручную на основании бумажных документов, не позволяет автоматически получать статистические отчеты по формам с индексом «5» (бывшие отчеты по форме № 5-НБН) и справочную информацию по данным представленных документов.

Эта технология ввода и обработки документов с начислениями, отсрочками и рассрочками предполагает выполнение следующей последовательности действий:

  • регистрация документа в системе электронной обработки документов, которая может выполняться как самостоятельная технологическая операция при приеме документов от налогоплательщика или других организаций, так и непосредственно в процессе ввода данных документа;
  • ввод данных документа (начислений плательщика);
  • ввод доначислений по результатам камеральной проверки налоговых расчетов, если ранее были введены только суммы налога по данным налогоплательщика.

Вторая технология обеспечивает ввод налоговых расчетов полностью, автоматизированную обработку и проведение камеральной проверки данных документа. Данная технология позволяет получать различные аналитические отчеты по данным представленных документов. Предлагаемая технология использует заранее созданные представления (шаблоны) документов, которые содержат полное описание структуры документа, правила расчета начислений и контроля правильности заполнения документа. Пользователи имеют возможность создавать новые и редактировать ранее созданные шаблоны документов, а также формировать собственные функции расчета и контроля документов. Система также поддерживает механизмы централизованного обновления библиотеки шаблонов, что позволяет при недостатке опыта использовать шаблоны, подготовленные разработчиками.

Эта технология ввода и обработки налоговых расчетов предполагает выполнение следующей последовательности действий:

регистрация документа в системе электронной обработки документов, которая может выполняться как самостоятельная технологическая операция при приеме документов от налогоплательщика или других организаций, так и непосредственно в процессе ввода данных документа;

  1. ввод данных документов налогового расчета и формирование начислений по данным налогоплательщика для последующего переноса их в КРСБ;
  2. камеральный расчет документов;
  3. камеральная проверка документов;

- регистрация и ввод документов о налоговом нарушении (Акт о нарушении правил составления расчетов и Постановление о привлечении к ответственности за нарушение правил составления расчетов, докладных записок, решений о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности, решение о подтверждении (об отказе в подтверждении) сумм возмещения, мотивированное заключение) по результатам камеральной проверки налогового расчета с указанием доначислений и штрафов НО с последующим переносом этих данных в КРСБ.

Дополнительно автоматизированная технология позволяет принимать налоговые расчеты, подготовленные в системах ввода документов на электронных носителях и по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Независимо от используемой технологии документы заносятся в реестр входящих документов. Каждый документ в реестре идентифицируется следующими основными реквизитами:

- регистрационный номер;
- вид документа (первичный налоговый расчет, уточненный налоговый расчет, баланс и т. д.);
- тип налогового расчета (расчет НДС, расчет налога на прибыль и т. д.);
- плательщик, представивший расчет;
- отчетный период, за который представлен расчет;
- даты.

Эти технологии являются взаимоисключающими для каждого конкретного документа, но, введя первичный налоговый расчет по первой технологии, уточненный расчет можно ввести, используя второй путь, и наоборот.

Автоматизированная технология работы с документами налоговой отчетности подразумевает следующие стадии обработки документов:

- приём и регистрация документов (пачки документов) налогоплательщика в системе; в результате каждому новому документу присваивается уникальный регистрационный номер, генерируемый системой;
- ввод данных документа и формирование начислений по данным налогоплательщика; предполагается, как ручной ввод данных, так и массовый ввод с электронных носителей;
- камеральный расчет;
- камеральная проверка документов;
- регистрация и ввод документов о налоговом нарушении по результатам камеральной проверки с формированием доначислений и штрафов НО.
Для осуществления различных стадий обработки документов налоговой отчетности служат режимы:
- регистрация документов;

  1. ввод документов;
  2. прием документов с электронного носителя
  3. камеральный расчет документов;

камеральная проверка документов.

Камеральная проверка любой декларации начинается после того, как данные отчетности заносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (ЭОД).

Затем сверяются контрольные соотношения. Так, сопоставляют данные представленной отчетности с показателями отчетности за предыдущий период, а также сверяют с данными отчетности за этот же период, но по другим налогам.

Камеральная проверка начинается после того, как в налоговый орган представлена налоговая декларация или расчет (далее - отчетность). Цель ее является определение, соблюдает ли налогоплательщик законодательство о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ).
На этой стадии налоговыми органами в обязательном порядке анализируются следующие моменты:

1) представлены ли декларации в установленные сроки (пп. 4, 5 п. 1 ст. 23, п. 6 ст. 80, п. 2 ст. 88 НК РФ).
2) насколько показатели представленной отчетности и иных документов и сведений, которые есть у налоговой инспекции, соответствуют друг другу, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ). Таким образом, налоговыми органами может быть проведена камеральная проверка любой представленной налоговой декларации (расчета).
По смыслу п. 2 ст. 88 НК РФ налоговый орган обязан проводить проверку каждой полученной декларации (расчета).

В приведенной ниже схеме содержится в обобщенном виде информация о сроках и основных вариантах развития событий при проведении камеральной проверки отчетности, представленной в налоговую инспекцию.

Камеральная проверка *
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ 1. Проведение камеральной проверки │
└─────────────────┬──────────────────────────────────────┬────────────────┘
│ проводится в течение 3 месяцев │
│ со дня, следующего за днем подачи │
│ декларации (расчета) │
V V
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Автоматизированный контроль и сверка контрольных соотношений │
│ по представленной отчетности │
└─────────────────┬──────────────────────────────────────┬────────────────┘
V V
┌──────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐
│ Нет оснований для углубленной │ │Есть основания для углубленной │
│ камеральной проверки, │ │камеральной проверки, например: │
│ ошибки не найдены │ │- выявлены ошибки, противоречия, │
└─┬────────────────────────────────┘ │несоответствие декларации │
│ │(расчета) иным документам; │
│ ┌──────────────────┤- заявлена сумма НДС к возмещению;│
│ │ │- заявлены льготы; │
│ │ │- подана отчетность по налогам, │
│ │ │связанным с использованием │
│ │ │природных ресурсов; │
│ │ │- прочие │
│ │ └─────────────────┬────────────────┘
│ │ │
│ │ и (или) │
│ V V
│ ┌──────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐
│ │Мероприятия налогового │ │ Сообщение о выявленных ошибках │
│ │контроля: │ │ (противоречиях, несоответствии) │
│ │1) истребование документов у │ │ с требованием представить │
│ │налогоплательщика; │ │ пояснения или внести │
│ │2) истребование документов и │ │ соответствующие исправления │
│ │сведений у третьих лиц │ │ в отчетность │
│ │(встречная проверка); │ └─────────────────┬────────────────┘
│ │3) допрос свидетелей; │ │ не позднее
│ │4) назначение экспертизы; │ │ 5 рабочих дней
│ │5) участие специалиста, │ V
│ │переводчика; │ ┌──────────────────────────────────┐
│ │6) выемка документов; │ │Налогоплательщик │
│ │7) осмотр помещений │ │- представляет пояснения │
│ │и другие │ │и (или) │
│ │ │ │- подает уточненную декларацию │
│ └───────────────┬──────────────┘ └─────────────────┬────────────────┘
│ V V
│ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │ 2. Оформление результатов камеральной проверки │
│ └───────────────┬────────────────────────────────────┬────────────────┘
│ V V
│ ┌──────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐
│ │ Нарушения налогового │ │ Обнаружены нарушения налогового │
│ │законодательства не обнаружены│ │ законодательства │
│ └───────────────┬──────────────┘ └─────────────────┬────────────────┘
│ │ │ не позднее
│ │ │ 10 рабочих дней
│ │ │ после окончания
│ │ │ проверки
V V V
┌──────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐
│ Акт не составляется. │ │ Акт камеральной проверки │
│ Решение по проверке не выносится │ │ │
└──────────────────────────────────┘ └─────────────────┬────────────────┘
│ не позднее
│ 5 рабочих дней с
│ даты составления
│ акта
V
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Вручение акта камеральной проверки налогоплательщику │
└─────────────────┬──────────────────────────────────────┬────────────────┘
V V
┌──────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐
│ Налогоплательщик согласен │ │ Налогоплательщик не согласен │
│ с содержанием акта │ │ с содержанием акта │
│ камеральной проверки │ │ камеральной проверки │
└─────────────────┬────────────────┘ └─────────────────┬────────────────┘
│ │ в течение
│ │ 15 рабочих дней
│ │ со дня получения
│ │ акта
│ V
│ ┌──────────────────────────────────┐
│ │ Возражения на акт │
│ │ камеральной проверки │
│ └─────────────────┬────────────────┘
V V
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ 3. Рассмотрение материалов камеральной проверки │
└─────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┘
│ материалы должны быть рассмотрены и решение по проверке
│ принято в течение 25 рабочих дней с даты получения акта
│ камеральной проверки + 1 месяц при продлении срока
│ рассмотрения материалов проверки
V
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Извещение о рассмотрении материалов камеральной проверки │
└─────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┘
V
┌──────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐
│ Подготовительные мероприятия │ │ Неявка ненадлежаще извещенного │
│ │>>>│ налогоплательщика или лица, │
│Руководитель инспекции: │ │ участие которого необходимо │
│- представляется и оглашает, │ └─────────────────┬────────────────┘
│материалы какой налоговой проверки│ V
│будут рассматриваться; │ ┌──────────────────────────────────┐
│- проверяет явку лиц, приглашенных│ │ Решение об отложении │
│на рассмотрение; │ │ рассмотрения материалов проверки │
│- удостоверяется в полномочиях │ │ │
│представителя налогоплательщика; │ │ │
│- разъясняет участвующим │ │ │
│лицам их права и обязанности │ │ │
└─────────────────┬────────────────┘ └────────────────────────────────┬─┘
V │
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │
│ Исследование материалов камеральной проверки │ │
└─────────────────┬────────────────────────────────────┬──────────────┘ │
V V │
┌──────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────┐ │
│ В материалах камеральной проверки│ │ В материалах камеральной │ │
│недостаточно сведений для принятия│ │ проверки достаточно сведений │ │
│ решения │ │для принятия итогового решения│ │
└───────┬──────────────────┬───────┘ └───────────────┬──────────────┘ │
│ │ │ │
│ и (или) │ │ │
V V │ │
┌──────────────┐ ┌───────────────┐ │ │
│ Решение │ │ Решение │ │ │
│ о привлечении│ │ о проведении │ │ │
│ эксперта, │ │ дополнительных│ │ │
│ свидетеля, │ │ мероприятий │ │ │
│ специалиста │ │ налогового │ │ │
│ │ │ контроля │ │ │
└───────┬──────┘ └───────┬───────┘ │ │
V V │ │
┌──────────────┐ ┌───────────────┐ │ │
│ Решение │ │ Решение │ │ │
│ об отложении │ │ о продлении │ │ │
│ рассмотрения │>>>│ срока │ │ │
│ материалов │ │ рассмотрения │ │ │
│ проверки │ │ материалов │ │ │
│ │ │ проверки │ │ │
└───────┬──────┘ └───────┬───────┘ │ │
V V │ │
┌──────────────────────────────────┐ │ │
│ Повторное рассмотрение │<──────────────────┼────────────────┘
│ материалов камеральной проверки │ │
└─────────────────┬────────────────┘ │
V V
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Итоговое решение по камеральной проверке: │
│ │
│- решение о привлечении к ответственности │
│или │
│- решение об отказе в привлечении к ответственности │
└────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘
│ не позднее 5 рабочих дней после
│ вынесения решения
V
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Вручение решения по камеральной проверке │
└─────────────────┬──────────────────┬───────────────────┬────────────────┘
V │ V
┌──────────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────────┐
│ Налогоплательщик согласен │ │ │ Налогоплательщик не согласен │
│ с решением по проверке │ │ │ с решением по проверке │
└─────────────────┬────────────────┘ │ └─────────────────┬────────────────┘
┌────────────┘ по истечении │ V
│ 10 рабочих дней │ ┌──────────────────────────────────┐
│ после вручения │ │ Обжалование решения по проверке │
│ решения │ └────┬────────────────────┬────────┘
│ V V V
│ ┌────────────────┐ ┌─────────────────┐
│ ┌─────────────────────────┤ Решение │ │ Решение │
│ │ ┌────────────────┐ │ по проверке │ │ по проверке │
│ │ │ Взыскание │ или │ вступило в силу│ │ не вступило │
│ │ │ налогов, пеней,│ │ │ │ в силу │
│ │ │ штрафов │<────┤ │ │ │
│ │ │(ст. ст. 45 - 48│ │ │ │ │
│ │ │ НК РФ) │ │ │ │ │
│ │ └────────────────┘ └────────┬───────┘ └────────┬────────┘
V V V V
┌──────────────────────────────┐ ┌────────────────┐ ┌─────────────────┐
│ Налогоплательщик │ │ Обжалование │ │ Обжалование │
│ исполняет решение по проверке│ │ решения │ │ решения │
│ │ │ по проверке │ │ по проверке │
│ │ │ в вышестоящий │ │ в вышестоящий │
│ │ │ налоговый орган│ │ налоговый орган │
│ │ │ │ │ в апелляционном │
│ │ │ │ │ порядке │
└──────────────────────────────┘ └────────┬───────┘ └────────┬────────┘
/│ └──────────┬─────────┘
│ ┌──────────┴─────────┐
│ V V
│ ┌────────────────┐ ┌─────────────────┐
│ │Налогоплательщик│ │ Налогоплательщик│
└───────────────────────────┤ согласен │ │ не согласен │
│ с результатами │ │ с результатами │
│ обжалования │ │ обжалования │
└────────────────┘ └────────┬────────┘
V
┌─────────────────┐
│ Обжалование │
│ решения │
│по проверке в суд│
└────────────┘

Углубленной проверке с проведением различных мероприятий налогового контроля (запросом пояснений, истребованием документов и т.п.) подвергаются далеко не все декларации. Зачастую, налоговые органы ограничиваются проверкой контрольных соотношений по данным декларации (расчета) и других имеющихся у них документов (п.п. 1, 3 ст. 88 НК РФ).

Извещать о начале камеральной проверки налоговые органы не обязаны, так как она проводится автоматически по каждой представленной декларации (расчету) (п. 2 ст. 88 НК РФ), как минимум в виде автоматизированной сверки контрольных соотношений.

Налогоплательщик узнает о проведении углубленной камеральной проверки только тогда, когда налоговый орган запросит у него пояснения, истребует документы, начнет встречную проверку контрагентов и т.п., что является вполне законным.
Камеральная проверка должна быть завершена в течение трех месяцев с даты, следующей за днем представления налоговой отчетности (п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ).

Она может идти как один день, так и все три месяца. Главное правило: все процедуры должны быть завершены налоговыми органами по проверке в этот срок.

При этом следует помнить и о том, что уже за пределами трехмесячного срока в процессе рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ), что означает правомерность следующих действий:

  • истребование документов у налогоплательщика или лиц, которые располагают сведениями о нем (ст. ст. 93, 93.1 НК РФ);
  • допрос свидетелей (ст. 90 НК РФ);
  • назначение экспертизы (ст. 95 НК РФ).

При выявлении противоречия в отчетности или несоответствия между сведениями, представленными налогоплательщиком и имеющимися у налогового органа, налоговый орган обязан сообщить об этом налогоплательщику для истребования от него необходимых пояснений или внесения исправления в отчетность (п. 3 ст. 88 НК РФ).

При получении такого сообщения налогоплательщику предстоит сделать ответственный выбор между несколькими вариантами поведения.

Вариант 1.

Представить уточненную отчетность, которая будет составлена с учетом требований налоговых органов.

В этом случае придется доплатить налог и перечислить в бюджет сумму пеней за просрочку уплаты соответствующей части налогового платежа. При этом избежать штрафа возможно только в том случае, если будет перечислен налог и пени в бюджет еще до подачи уточненной декларации (п. п. 3, 4 ст. 81 НК РФ). Но желательно уложиться в установленный срок - пять рабочих дней (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 88 НК РФ). Однако на практике налоговыми органами не оформляются акты проверки и налогоплательщики не привлекаются к ответственности, если те успели уточнить свои налоговые обязательства, а также покрыть недоимку и заплатить пени до составления акта. Основание - п. 9.1 ст. 88 НК РФ. В этом пункте указано, что подача уточненной отчетности в ходе камеральной проверки влечет ее прекращение, в том числе налоговые органы должны прекратить все действия в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). А это значит, что вынести акт в такой ситуации они не вправе.

По поданной уточненной декларации начинается новая камеральная проверка (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). На практике она также бывает углубленной.

Вариант 2.
Не подавать уточненную отчетность, а представить пояснения.
В этом случае налогоплательщикам следует быть готовым к тому, что может быть не только доначислен налог, насчитаны пени, но и к привлечению к налоговой ответственности (уплате штрафа).

Налогоплательщик вправе представить пояснения и приложить оправдательные документы, а налоговые органы будут обязаны их рассмотреть (п.п. 4, 5 ст. 88 НК РФ). Однако если пояснения и доказательства их не устроят, они вправе провести мероприятия налогового контроля, чтобы собрать доказательства нарушения налогового законодательства. Какие именно, зависит от обстоятельств проверки.

После окончания всех необходимых проверочных мероприятий при наличии доказательств совершения нарушения налогового законодательства налоговыми органами будет оформлен акт камеральной проверки.

В связи с изложенным, прежде чем сделать выбор между указанными двумя вариантами, следует тщательно продумать, возможно ли привести в пояснениях достаточно убедительные факты, которые подтвердят правильность представленных расчетов. Иногда для этого бывает полезно сначала попытаться устно выяснить у инспектора, устроят ли его те или иные объяснения, какие документы он хотел бы видеть и т.п. На практике проверяющие часто сами содействуют этому.

Так, о документах, которые могут убедить проверяющих в правоте, можно узнать из сообщения об ошибках (противоречиях, несоответствиях).

Кроме того, налоговые органы часто вызывают налогоплательщика в инспекцию для дачи пояснений. Такое право предоставлено им пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Для этого они направляют уведомление о вызове налогоплательщика (Приложение N 1 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@).

Следует максимально серьезно отнестись к такому вызову. Необходимо использовать эту возможность, чтобы попытаться убедить инспектора в правоте. В то же время не следует отказываться категорически от внесения исправлений в отчетность. Возможно, для налогоплательщика будет выгоднее внести исправления и доплатить налог и пени, чем спорить с налоговыми органами.

Налогоплательщик не вправе проигнорировать вызов и должен явиться в налоговую инспекцию. В случае неявки должностное лицо организации (индивидуальный предприниматель) может быть привлечено к административной ответственности. Штраф составляет от 1000 до 2000 руб. (абз. 2 ст. 2.4, ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

Вариант 3.
Налоговое законодательство не запрещает налогоплательщику принять претензии проверяющих частично. Следовательно, возможна подача уточненной декларации, в которой частично уточнены налоговые обязательства, и одновременно представить пояснения, которые подтвердят безосновательность претензий в остальной части.

Приступить к проверке налоговый орган может в любой день после того, как сдана отчетность. Но независимо от того, когда фактически началась проверка, срок ее проведения начинает течь со дня, следующего за днем представления отчетности (п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ).

Следует напомнить, что в зависимости от способа подачи декларации (расчета) день представления отчетности определяется по-разному (п. 4 ст. 80 НК РФ). Поэтому в случае необходимости налогоплательщик должен быть готовым подтвердить эту дату документами. Далее в таблице приведены сведения о том, на какую дату отчетность считается представленной и как эту дату можно подтвердить.

Способ представления

Что считается днем
представления

Как подтвердить дату
представления

Непосредственно в
налоговый орган
лично или через
представителя

Дата фактического
представления

На копии декларации (расчета) должностное лицо канцелярии должно проставить отметку о принятии с указанием даты, ф.и.о. принявшего и подписи. Основание - абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ

По почте

Дата отправки
почтового
отправления (как
правило, ценного
письма) с описью
вложения

При направлении декларации
почтовым отправлением с описью
вложения на почте должна быть выдана квитанция (пп. "б" п. 12 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных
Постановлением Правительства РФ
от 15.04.2005 N 221). Следует убедиться,
что в квитанции указаны полное
наименование налогового органа и его адрес

По
телекоммуникационным
каналам связи

Дата отправки
декларации
(расчета)

Указанная дата автоматически
фиксируется в подтверждении оператора связи. Однако желательно, чтобы у налогоплательщика на руках была также квитанция о приеме декларации, которую налоговый орган обязан передать в электронном виде в течение суток (абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ, п. 3 разд. II Порядка, утвержденного Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169). Кроме того,
налоговый орган должен выслать протокол входного контроля, подтверждающий, что отчетность была представлена в нужном формате (п. 3.4 Приказа МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76)

Срок проведения камеральной проверки установлен в месяцах. Он истекает в соответствующее число третьего месяца проверки (абз. 1 п. 5 ст. 6.1 НК РФ). Если в последнем месяце проверки нет такого числа, то срок проверки истекает в последний день этого месяца (абз. 2 п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Если последний день этого срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то камеральная проверка должна закончиться в ближайший рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Согласно НК РФ порядок взыскания недоимки по налогам, пеней и штрафов, которые выявлены в ходе камеральной проверки, напрямую не зависит от срока ее проведения.

Налоговые органы вправе взыскать с налогоплательщиков недоимку по налогам, пени, штрафы в бесспорном (внесудебном) порядке, если требование об их уплате не было исполнено в установленный срок (п. 2 ст. 45 НК РФ). При этом решение о таком взыскании должно быть принято не позднее двух месяцев после срока уплаты налогов, пеней или штрафов, который указан в требовании об уплате налога (ст. 46 НК РФ). Если в бесспорном порядке недоимка, пени и штраф не будут взысканы, налоговый орган может обратиться в суд (абз. 1 п. 3 ст. 46 НК РФ). Срок, в течение которого налоговые органы могут подать иск в суд, составляет шесть месяцев со дня окончания срока, который указан в требовании на уплату.

Таким образом, срок, в течение которого налоговый орган может взыскать недоимку по налогу, пени и штрафы, рассчитывается исходя из срока исполнения требования об уплате. Однако этот срок зависит от того, когда налоговый орган фактически завершил проверку, а не от даты, когда он должен был бы ее завершить исходя из трехмесячного срока, который установлен п. 3 ст. 88 НК РФ.

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу решения (п. 2 ст. 70 НК РФ). Решение по итогам налоговой проверки вступает в силу в течение 10 рабочих дней с момента вручения его налогоплательщику (п. 9 ст. 101 НК РФ). А вынесено оно должно быть в течение 10 рабочих дней после истечения срока на представление возражений на акт налоговой проверки (15 рабочих дней), который, в свою очередь, отсчитывается от даты получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100, п. 1 ст. 101 НК РФ). При этом акт камеральной проверки составляется в течение 10 рабочих дней после окончания проверки (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ).

* Камеральная проверка – источник Консультант плюс ИС